01.08.2012 00:42
Авто

Минпромторг определил ставки утилизационных сборов за ввоз авто

Минпромторг опубликовал ставки утилизационных сборов
Текст:  Татьяна Зыкова Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №174 (5847)
После введения с 1 сентября в России утилизационного сбора стоимость новых автомобилей для покупателей практически останется прежней. Но если импортеров и производителей авто обяжут создавать утилизационные производства, то цены могут повыситься. Такой прогноз дал "РГ" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Минпромторг опубликовал проект постановления правительства об утилизационном сборе. В нем установлены базовые ставки, коэффициенты и формула  расчета сборов на новые и подержанные автомобили всех  категорий - от легковых до грузовых и пассажирских, которые обязаны будут платить импортеры и  граждане, физические лица, ввозящие новые иномарки.

Максимальная "цена" сбора для легковых автомобилей - 110 тысяч рублей, минимальная -  26,8 тысячи.

Увеличить инфографику

Однако с 1 сентября в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию начнут снижаться ввозные таможенные пошлины, сначала - на 5 процентов, а к 2020 году - на 15 процентов. Так что это сгладит введение утилизационных сборов. А с отечественных автопроизводителей их "живыми деньгами" брать не будут. Но взамен они должны представить гарантии о безопасной утилизации автомобилей.

Для физических лиц, по расчетам Удалова, новые машины, если вы ввозите их самостоятельно, подорожают примерно на 3 тысячи рублей. Подержанные - на 5 тысяч рублей.

Но сегодня в Россию не так уж и выгодно ввозить поддержанные иномарки. К нам везут только те, которые у нас не продаются, - гоночные, представительского класса с мощными двигателями.

Такие машины берут слегка подержанными и по минимальной цене, чтобы снизить таможенные ставки, констатировал эксперт. Кроме того, на Дальнем Востоке популярностью еще пользуются праворульные авто из Японии, но тоже не в таком количестве, как несколько лет назад. В прошлом году частники ввезли не больше 150 тысяч автомобилей, отметил Удалов.

Получается, что утилизационный сбор с ввозимых частниками машин будет играть не основную роль в формировании рынка утилизации, считает эксперт "Российской газеты".

Что касается порядка уплаты сборов, то с импортерами автомобилей и гражданами все более-менее понятно. Размер сбора они должны будут рассчитать самостоятельно в российских рублях при таможенном оформлении автомобилей, а затем перечислить на специальные счета в Казначейство, о которых их проинформирует Федеральная таможенная служба. И в подтверждение уплаты выдаст приходный ордер.

Только при его наличии и при условии фактического поступления средств в бюджет впоследствии в ГИБДД можно будет получить паспорт транспортного средства со штампом об уплате утилизационного сбора.

При этом в Минпромторге допускают, что суммы утилизационного сбора, рассчитанные плательщиками самостоятельно, могут быть ошибочными, излишне уплаченными. И, заранее предвосхищая ситуацию, прописывают порядок возврата ошибочных сумм. Кстати, довольно длительный, сложный, предполагающий кипу документов.

А вот определенности, связанной с тем, каким образом все-таки будут утилизировать автомобили, пришедшие в негодность, за что, собственно, уплачен сбор, в документе нет. Такая утилизация может потребоваться вовсе не в отдаленном будущем, а в самое ближайшее время, если, к примеру, автомобиль, за который уже уплачен сбор, попал в аварию и восстановлению не подлежит.

Много вопросов и у аналитиков автомобильного рынка по порядку утилизации авто. По словам Юрия Бабенко, независимого эксперта, члена рабочей группы Минпромторга по проведению в 2009-2010 годах эксперимента по стимулированию продаж отечественных автомобилей взамен сдаваемых в утиль, по идее, если производитель отвечает за утилизацию, то у каждого, начиная с 1 сентября 2012 года, должны быть уже заключены дилерские договоры с утилизаторами. Причем со ставками на сам процесс утилизации.

И в разных регионах эти ставки должны быть свои. Если в Москве, по расчетам Бабенко, утилизация одной машины по всем правилам обходится в 3,5 тысячи рублей, включая ее доставку к пункту утилизации, то в Московской области - это уже 5 тысяч рублей. А в регионах, где нет логистики, она возрастает в разы, говорит Бабенко.

Справка

За последние полгода в России было продано больше всего автомобилей с объемом двигателей менее двух литров.

Это 57 процентов от общего числа авто, поставленных на учет, сообщили "РГ" в  аналитическом агентстве "Автостат". Для них по проекту минпромторга предусмотрен утилизационный сбор в размере 26,8 тысячи рублей.

Совсем маленьких автомобилей - 1,7 процента, а внедорожников - 4,9 процента. Для последних сбор планируется в 110 тысяч рублей. Для первых - 26,8 тысячи.

Легковые авто Минпромторг