Сегодня государственная экспертиза землеустроительной документации проводится Росреестром и его территориальными органами в соответствии со ст.6 закона "О землеустройстве".
Ее цель - гарантировать соответствие землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Однако на практике эта госуслуга мало востребована, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В нынешнем году, например, экспертиза не проводилась в 74 субъектах РФ. По мнению специалистов МЭР, она является избыточной контрольной функцией, дублирующей действия заказчика землеустроительных работ.
Что касается госнадзора, то он призван обеспечить соблюдение организациями и гражданами при землеустройстве требований российского законодательства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Но поскольку фактически отсутствует возможность планирования надзора, отмечается в документе, он осуществляется исключительно в форме внеплановых проверок по получении от органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства РФ при проведении землеустройства. Причем налицо тут явно "понижательная" тенденция.
По данным, представленным Росреестром, в 2010 году было выполнено 355 таких проверок, в 2011-м - 62, в первом полугодии нынешнего - 8. С начала нынешнего года надзор не осуществлялся в 79 субъектах РФ.
Авторы поправок объясняют это так: "Низкое количество проверок, проведенных в рамках осуществления надзора, связано с отсутствием заявлений заинтересованных лиц о наличии признаков нарушения требований законодательства при проведении землеустройства. Таким образом, осуществление надзора приводит к дублированию функций заказчиков землеустроительных работ, наличию избыточных невостребованных контрольных полномочий".
"Предложение Минэкономразвития неоднозначно,- считает президент Российской ассоциации частных землемеров Валерий Алакоз. - Но при нынешнем характере отношений между чиновниками и предпринимателями, я бы его поддержал. Чем проще механизм согласования, тем уже поле для коррупции. Тем более, что контроль в том или ином виде действительно присутствует на различных этапах постановки объекта на кадастровый учет - при введении сведений в кадастр, согласовании землеустроительной документации с заинтересованными лицами".