21.08.2012 00:47
Экономика

Эксперт: Реконструкция "Пулково" дала старт новой экономической модели

Текст:  Наталия Резниченко (старший консультант, корпоративные финансы, КПМГ в России и СНГ)
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №31 (860)
Одна из самых трудных задач XXI века - это усовершенствование городской инфраструктуры с учетом принципов устойчивого развития для поддержания экономического развития региона. Из всех инфраструктурных проектов аэропорты являются одними из важнейших объектов инфраструктуры, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность региона, обеспечивая его доступность для населения и грузов.
Читать на сайте RG.RU

В России износ основных фондов большинства аэропортов составляет от 40 до 80%, поэтому значение проектов по модернизации инфраструктуры аэропортов в нашей стране едва ли можно переоценить.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является широко используемым механизмом реализации инфраструктурных проектов во всем мире. Механизм ГЧП позволяет как распределить государственные затраты реализации проекта во времени, так и снизить их за счет эффективности частного сектора. ГЧП применяется практически во всех секторах инфраструктуры, в том числе и в транспортной инфраструктуре.

Аэропорт "Пулково" в Санкт-Петербурге занимает третье место среди аэропортов России по пассажирообороту. Сейчас в рамках проекта, реализуемого по схеме государственно-частного партнерства, проводится масштабная реконструкция "Пулково". Структура проекта разработана в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (который был принят в 2006 г.).

Реконструкция аэропорта окажет положительное влияние на город как в экономическом, так и в социальном плане. При подготовке технико-экономического обоснования и организации конкурса правительство города использовало передовой международный опыт, что позволило обеспечить значительный интерес инвесторов к проекту. По результатам предварительного квалификационного отбора к конкурсу было допущено семь консорциумов. Также высокую заинтересованность в проекте продемонстрировали международные коммерческие банки, в результате чего предложение банков в два раза превысило изначально планируемые объемы финансирования по проекту.

Проект "Пулково" по схеме ГЧП, получивший долгосрочное банковское финансирование (на 15 лет), стал знаковым для нашей страны и продемонстрировал возможность привлечения долгосрочного финансирования в проекты ГЧП в России. Проект развития аэропорта "Пулково" на основе ГЧП входит в сотню мировых образцовых высокоинновационных городских инфраструктурных проектов.

Благодаря уникальной структуре проекта, в котором часть доходов генерируется в иностранной валюте, что позволило привлечь дешевые кредиты в иностранной валюте и сняло необходимость хеджировать валютный риск, его финансовое закрытие стало возможным в период мирового финансового кризиса. Консорциум, победивший в конкурсе, получает доходы как от авиационной, так и от прочей деятельности. Соотношение собственных и заемных средств в рамках проекта составило 40:60. Структура задолженности была разработана с учетом того, что выручка аэропорта поступает в рублях, долларах и евро. Заемные средства были привлечены в этих трех валютах, чтобы оптимизировать структуру финансирования проекта.

"Пулково" - первый проект ГЧП такого масштаба, и, безусловно, некоторые недостатки в его реализации неизбежны. Сейчас инфраструктура аэропорта развита недостаточно оптимально, в частности, между "Пулково" и центром города нет быстрой транспортной связи, и это представляет определенные сложности для инвестора, реализующего проект. Другая потенциальная трудность - отставание качества таможенных услуг от темпов роста пассажиро- и грузопотоков.

Реконструкция аэропорта позволит привлечь в город бюджетные авиакомпании, что в свою очередь приведет к увеличению мобильности его населения. Развитие направления грузовых перевозок в "Пулково" поможет оптимизировать транспортные расходы и сократить сроки доставки в некоторых отраслях экономики, что окажет стимулирующее воздействие на деловую активность города.

Санкт-Петербург является одним из первых регионов в РФ, который принял региональный закон о ГЧП. Документ дает большую гибкость в использовании различных моделей ГЧП, нежели Федеральный закон N 115 "О концессионных соглашениях". Сейчас уже больше 50% регионов России последовали примеру Санкт-Петербурга и приняли региональные законы о ГЧП.

Наиболее проблемные области инфраструктуры Санкт-Петербурга - транспортный сектор и ЖКХ. Администрация города рассчитывает использовать механизм ГЧП в качестве метода реализации проектов в этих областях. Помимо реконструкции аэропорта "Пулково" примеры таких проектов включают в себя Западный скоростной диаметр (финансовое закрытие состоялось в июне 2012 г.), проект строительства школ и детских садиков в районе "Славянка" (финансовое закрытие достигнуто в 2011 г.), проект "Невская вода" и мусороперерабатывающий завод в Янино. Пока же проект "Пулково" создал экономическую модель для будущих проектов ГЧП как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом, продемонстрировав возможность и эффективность его применения для создания инфраструктурных объектов.

Авиатранспорт