- У администрации Смоленской области нет юридической возможности влиять на социально-экономическую ситуацию, складывающуюся на этом предприятии, - сообщил губернатор. - Это дочернее предприятие ЗИЛа, который, в свою очередь, принадлежит правительству Москвы. Тем не менее, на заводе работают смоляне, проблемы которых нужно решать. Я разговаривал на эту тему с мэром Москвы, после чего в Рославле побывали начальник департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров и генеральный директор АМО ЗИЛ Игорь Захаров. В результате мне гарантировали, что до 1 сентября будет принято решение о небольшом увеличении зарплаты на заводе, кроме того, будет назначен новый менеджмент, способный найти общий язык с трудовым коллективом.
Название завода в райцентре Рославль, где на площади 220 тысяч квадратных метров занимаются изготовлением тормозной аппаратуры, топливных насосов и других автокомпонентов, вот уже несколько лет не сходит со страниц региональной прессы. Пристальное внимание к "дочке" ЗИЛа не случайно. Это производство, во-первых, дает работу нескольким тысячам жителей района, во-вторых, относится к числу наиболее пострадавших от экономического кризиса.
- Это сложное предприятие, - говорит один из самых авторитетных смоленских промышленников, депутат областной Думы Леонид Прокопович. - С советских времен, со дня своего основания, завод все время зависел от Москвы, директор никогда не имел собственной экономической политики. Это всегда был, по сути, огромный зиловский цех с девятью тысячами рабочих. В Рославле даже шутили, гордясь: дескать, у нас самый большой в Европе цех по производству болтов и гаек.
С началом экономического кризиса все эти особенности проявились в полной мере. В регионе у ЗИЛа два предприятия (кроме рославльского, есть еще автоагрегатный завод в Смоленске), и оба столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Будь они частными, дело наверняка закончилось бы радикальной оптимизацией производственного процесса и штатной численности, но ЗИЛ принадлежит правительству Москвы, которое действовать излишне решительно, конечно, не могло. В общем, администрация области и столичное правительство все последние годы обсуждали варианты спасения смоленских предприятий ЗИЛа.
- Нужно отдавать себе отчет, что московскому автозаводу эти предприятия совершенно не нужны, - говорит сотрудник обладминистрации, не раз участвовавший в переговорах о судьбе промышленных гигантов. - Думаю, если бы была такая возможность, концерн бы их просто закрыл. Мы, конечно, чувствовали такое отношение, но говорить об этом вслух было нельзя, вот и звучали всякие оптимистичные заявления и предложения.
В феврале 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о грядущей приватизации имущества, управление которым не является прямым делом столичного правительства. Стратегическим активам планировали подыскивать серьезных инвесторов, а остальную собственность просто выставлять на аукцион. В Смоленской области намерения московских властей вызвали тревогу. Зиловские предприятия формально не являются градообразующими, но дают работу тысячам людей и платят налоги в бюджеты всех уровней. Смена собственника неминуемо отразится на производственной деятельности, а неясность перспектив создает опасность возникновения социальной напряженности.
Среди вариантов решения проблемы было несколько неожиданных. Так, власти региона предложили правительству Москвы передать предприятия в собственность Смоленской области, бесплатно получив взамен земельные участки для вывода с территории столицы других промышленных предприятий. А генеральный директор АМО ЗИЛ Игорь Захаров назвал другой способ: перенести на производственные мощности Рославльского автоагрегатного завода сборочный конвейер из Москвы. В Смоленской области этот вариант посчитали приемлемым, но жизнь предприятия начала развиваться в неожиданном направлении.
Единоличным исполнительным органом завода стала управляющая компания "Автокомпоненты". Руководство предприятия фактически лишилось хозяйственной самостоятельности и возможности принимать оперативные решения, хотя доля продукции, выпускаемой для ЗИЛа, не превышает двух процентов (остальное отправляют на другие российские автогиганты и за границу). В налаженной деятельности предприятия начались сбои, и это привело к возникновению серьезных трений между директором завода и менеджментом управляющей компании. В июне у проходной завода состоялся многотысячный митинг, на котором сотрудники предприятия возмутились задержками зарплаты, выразили тревогу за свое будущее и заявили о недоверии руководству УК. В ответ директор был отправлен в отставку, а на его место назначили представителя управляющей компании.
Нынешние переговоры в Рославле и встреча представителей собственника предприятия с трудовым коллективом настраивают на позитивный лад. По мнению Леонида Прокоповича, появился "свет в конце туннеля":
- Разговоры о передаче завода в собственность области - это, конечно, безумие, - считает он. - Это привело бы только к огромной и ничем не оправданной нагрузке на бюджет. Управлять таким сложным с экономической точки зрения предприятием администрация региона все равно не сумеет. Сейчас руководство концерна заявило, что предприятию необходимо оздоровление и этот процесс займет определенное время - два-четыре года. Но и мэрия Москвы, и руководители АМО ЗИЛ четко заявили, что такая программа будет реализовываться. Хорошо уже то, что такая встреча состоялась. Думаю, и митинг, и другие акции вызваны как раз отсутствием информации о перспективах предприятия.