Напомним, минтруд представил проект реформы оплаты труда бюджетников, основанной на внедрении "эффективного контракта". Это новый тип трудовых отношений, который должен строиться на оценке эффективности каждого работника. Реформа должна стартовать 1 декабря текущего года. Ее цели были обозначены в серии первых указов президента, подписанных 7 мая. Главная из них - к 2018 году средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна превышать среднюю зарплату по региону в два раза. А заработки преподавателей начального и среднего профобразования, работников культуры, социальных работников, младшего и среднего медперсонала должны сравняться со средними по экономике региона. Но повышать зарплаты будут не за должность или место работы, а за "конкретные показатели качества и количества оказываемых населению услуг".
Однако проект "Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы" не устроил профсоюзы и вызвал серьезную критику экспертов. Они отмечают: в проекте нет четкого финансового обоснования, но есть угроза замещения бесплатных госуслуг платными, а также закрытия части школ, больниц, библиотек и прочих бюджетных учреждений. Он делает возможной систему штрафов, запрещенную Трудовым кодексом, велика и угроза того, что определять размер зарплат руководители будут произвольно...
- Мы детально обсудили документ на совещании ассоциации и отметили концептуальные недостатки, - поделился с "РГ" заместитель председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения России Михаил Андрочников. - Прежде всего это непоследовательность и противоречивость содержания программы целям, заявленным в указах президента.
В проекте нет четкого обозначения круга лиц и организаций, на которых предлагается распространить новую систему. Среди упоминаемых нет, к примеру, работников детских дошкольных учреждений. Нет четкого механизма контроля за эффективностью предлагаемых мер. По мнению ассоциации, идеология "эффективного контракта" будет работать только в том случае, когда зарплата будет увеличена существенно, а повышение ее до "средней по экономике" может идею дискредитировать.
Важнейшим недостатком проекта профсоюзы считают отсутствие его финансового обоснования. По расчетам независимых экспертов, на ее проведение потребуется 3-4% ВВП в год, но в проекте об этом ни слова.
Нет в программе и научного обоснования подходов к нормированию труда бюджетников. Зато есть немало противоречий с действующим Трудовым кодексом.
Так, в приложенной к проекту форме примерного трудового договора сказано, что при невыполнении норм труда оплата нормируемой части зарплаты проводится в соответствии с объемом выполненной работы. Что фактически означает введение системы штрафов, прямо запрещенных Трудовым кодексом. Но у экспертов есть возражения и более системные.
- Осуществить реформу заработной платы бюджетников можно тремя способами, - заявила "РГ" первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, министр труда и социального развития РФ в 1998 году, доктор экономических наук Оксана Дмитриева. - Либо увеличить федеральные ассигнования регионам на здравоохранение и образование - и такие средства у бюджета есть, это нефтедоллары, которые сейчас идут в стабилизационный фонд. Либо расширить объемы платных услуг, что позволяет сделать 83-ФЗ. Либо существенно сократить сеть бюджетных учреждений, прекратив давать им госзадание, что также заложено в том же 83-ФЗ. Скорее всего, власти пойдут на некий симбиоз второго и третьего пути, сокращая бюджетные учреждения и замещая бесплатные услуги платными, - о чем мы и предупреждали, когда закон принимался. Что же касается эффективного контракта, ввести рыночные оценки труда в бюджетной сфере невозможно. Как сравнить труд учителя в школе для одаренных детей и в коррекционной? За счет чего первый добивается успехов - за счет мастерства или одаренности самих детей? И в чем измерить успех второго? В бюджетной сфере есть свои критерии - штатное расписание, тарифная сетка, табель о рангах, аттестация, оценка корпоративного сообщества - и иного здесь быть не может.
- Проект предусматривает, что все государственные органы должны разработать свои критерии и показатели оценки качества и эффективности труда всех работников, а в бюджетной сфере сотни специальностей и должностей, - напоминает директор Центра развития госслужбы НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Николай Клищ. - Мы принимали участие в разработке подобных критериев для отдельных сфер экономики, и по опыту могу сказать, что создать их для каждого учреждения и каждого работника чрезвычайно сложно. На это специалистам необходимо года 3-4. Но реформу планируют внедрить уже в конце текущего года - неизбежно появятся универсальные критерии, все те же "исполнительская дисциплина" и "количество опозданий". И в конце года выяснится, что все молодцы и все заслуживают премии. Какая же это реформа?
Современными отраслевыми системами оплаты труда, введенными совсем недавно, большинство бюджетников недовольно - в регионах критерии оценки труда бюджетников существенно разнятся, и за один и тот же труд платят совершенно по-разному. В некоторых учреждениях стимулирующие надбавки пересматривают чуть ли не ежемесячно, в других начальники "положили" себе зарплату, в 15 и более раз превышающую среднюю по учреждению. Но и предлагаемая реформа пока ясности в вопрос: как же повысить эффективность труда бюджетников не добавляет.