30.08.2012 00:20
В мире

В Эстонии газовая компания назвала Освенцим примером "эффективного отопления"

Почему прибалтам изменяет историческая память
Текст:  Екатерина Забродина
Российская газета - Федеральный выпуск: №198 (5871)
Скандальная реклама эстонской газовой компании GasTerm, назвавшей Освенцим примером "эффективного отопления", осталась незамеченной ни властями, ни местными "патриотами" с их презумпцией "особой правды" во Второй мировой войне, которую доблестно отстаивали бойцы эсэсовских дивизий - им теперь, как известно, в республике полный почет и уважение.
Читать на сайте RG.RU

"Газовое отопление - универсальное, удобное и эффективное". Звучный слоган на фоне другого, о котором всегда с болью будет помнить человечество, - на воротах лагеря смерти Освенцим. Подобный "черный юмор" трудно представить в России, Германии или Польше. А вот выходка эстонцев, агитирующих за универсальное отопительное средство, которым убивали евреев в газовых камерах, к сожалению, сама по себе никого не удивляет. Поражает лишь масштаб кощунства.

Казалось бы, инцидент исчерпан: креативные эстонские газовики быстренько убрали коллаж с сайта компании, как только им пришло "несколько злобных писем" (что весьма огорчило исполнительного директора компании) и принесли извинения "тем, кого такая реклама могла обидеть".

"Могла обидеть" - замечательная формулировка. Ведь, как объясняют в компании, они "ничего такого" в виду не имели. Просто решили по-своему отметить "День памяти жертв нацизма и сталинизма", который в 2009 году утвердил своей директивой Европарламент. Только слеты "лесных братьев", ветеранов СС и других "борцов за свободу" Эстонии и Латвии, которые вырезали почти все еврейское население в этих республиках, Европарламент продолжает упорно не замечать.

Как известно, в прибалтийских республиках официально запрещены любые мероприятия под лозунгами будь то национал-социализма или коммунизма, но никакого морального осуждения бывшие эсэсовцы не чувствуют.

Вот и получается, что на скандальные выходки традиционно реагируют лишь русскоязычные правозащитники да местные еврейские общины. Как будто дело касается только их.

Конечно, можно закрыть глаза на инцидент с GasTerm, признав в нем лишь "легкую провокацию" и "не самую хорошую идею", как объяснил исполнительный директор фирмы Свен Линрос. Ведь он "только хотел пояснить, что природный газ не является токсичным и им можно отапливать в том числе здания, имеющие столь печальную историю". Оказывается, директор сам был в Освенциме и сфотографировал там табличку на воротах - "Arbeit macht Frei" ("Труд освобождает").

При желании можно даже сказать, что сотрудники фирмы пали жертвой недобросовестных конкурентов. А сами не ведали, что творили, как, например, бизнесмен из Индии Раджа Шах. Тот открыл в родном городе штата Гуджарат магазин мужской одежды под названием "Гитлер". Возмущенная общественность Гуджарата потребовала переименовать заведение. Предприниматель в принципе был не против, но только в том случае, если ему оплатят издержки. Раджа Шах утверждал, что вообще не в курсе, кто такой Гитлер, а магазин назвал в честь деда, которому дали такое прозвище: тот был жестким и суровым человеком.

Но Эстония - это не штат Гуджарат. А глава эстонской газовой компании вряд ли имеет такое же скромное образование, как индийский продавец костюмов. Так что спрос с него иной. Еще один хрестоматийный пример. Бывший министр юстиции Эстонии, член правящей Партии реформ Рейн Ланг в 2007 году пышно отметил 50-летний юбилей в стиле "пивного мюнхенского путча", пригласив гостей посмотреть спектакль "Адольф". Скандальная вечеринка не прошла незамеченной и вызвала бурю критики со стороны русскоязычных активистов. А сейчас господин Ланг возглавляет министерство культуры Эстонии.

В том же "тренде" - финский националист с эстонским гражданством Ристо Тейнонен, который получил от прежнего президента Эстонии орден - Крест Марьямаа за вклад в развитие скаутского движения. При этом награжденный не скрывал неонацистских убеждений и появлялся на "тематических" тусовках "а-ля Третий рейх". Скандала было не избежать, когда орденоносец "зажег" на вечеринке неонацистов, посвященной годовщине Ванзейской конференции 1942 года (на ней власти нацистской Германии утвердили чудовищный план "окончательного решения еврейского вопроса). На беду Тейнонена, журналисты сфотографировали его со свастикой на рукаве и государственной наградой на груди. Только когда скандал всплыл наружу, в президентской канцелярии испытали "чувство глубокой неловкости". Нынешний глава государства Тоомас Хендрик Ильвес подписал указ о лишении Тейнонена ордена. В отношении "ванзейца" начали уголовное расследование, но дело в итоге закрыли: прокуратура не нашла в его действиях состава преступления. Сама же вечеринка последователей неонацистов правоохранителей тоже не смутила. Зато борьбе с коммунистическим наследием Таллин и Рига на практике уделяют куда больше внимания. На днях министр обороны Латвии Артис Пабрикс признался, что мечтает снести монумент советским воинам-освободителям в Риге. Пабрикс убежден, что "так называемый памятник Победы морально устарел". "Морально устаревший памятник", как и "шутки" про газ на примере Освенцима, - это тоже примета времени, на которую в Европе закрывают глаза.

Эта история свидетельствует лишь об одном: политический заказ на умаление роли СССР в разгроме нацизма, который по-прежнему существует в Прибалтике, логично привел к размыванию ценностей, посягательство на которые в другой европейской стране сочли бы экстремизмом.

Эстония