Но если общественное обсуждение законопроектов давно идет, федеральные целевые программы до сих пор не подлежали народной экспертизе. По сути это масштабные государственные проекты по развитию чего-либо в какой-нибудь сфере. Допустим, в сфере образования. Или - правосудия. Например, сейчас реализуется федеральная целевая программа "Русский язык (2011 - 2015 годы)" по поддержке нашего великого и могучего, в том числе - его продвижению за рубежом. Общий объем финансирования программы - 2526,66 миллиона рублей, из них 2179,1 миллиона за счет федеральной казны. Остальное доплатят региональные бюджеты и внебюджетные источники.
Пример дан для наглядности. Программ у нас много, везде звучат крупные суммы, подчас астрономические. Но и задачи ставятся стратегического масштаба. Если вдуматься, на них никаких денег не жалко, лишь бы расходовались с умом и общей пользой.
До сих пор обсуждение целевых программ было чисто чиновничьим искусством. Вряд ли для кого-то секрет, что отдельные столоначальники, порой, были заинтересованы не в пользе дела, а хорошем финансировании. Кажется, в просторечье это называется "сесть на финансовые потоки". При такой системе ответственные лица иногда путали свой интерес с государственным. Их надо избавить от такого соблазна. Чтобы программы работали более эффективно, к обсуждению необходимо подключать гражданское общество: народ своей пользы не упустит.
План минюста предусматривает две формы общественного обсуждения. Первое: проекты целевых программ должны обсуждаться на общественном совете, образованном при федеральном органе исполнительной власти - разработчике документа с обязательным участием представителей общественных организаций предпринимателей.
Второе: проекты необходимо будет размещать в Интернете - либо на официальном сайте ведомства-разработчика, либо на специально созданном для этих целей сайте. Срок общественного обсуждения в Сети должен быть не менее 60 дней. По результатам общественного обсуждения проекта государственной программы ответственный исполнитель готовит справку об учете поступивших замечаний и предложений. Если какие-то предложения отклонены, причины надо будет пояснить. Такая справка направляется в пакете материалов вместе с проектом государственной программы в министерство экономического развития России.
Оно в свою очередь будет проводить оценку, насколько обоснованно были учтены или отклонены замечания и предложения из народной среды. В целом же общественная экспертиза целевых программ дополнит существующую систему народного обсуждения проектов нормативных правовых актов, которая сейчас активно развивается.
Как сообщило на днях минэкономразвития, с 15 апреля 2013 года федеральные органы исполнительной власти начнут проводить общественное обсуждение разрабатываемых нормативно-правовых актов на специализированном едином портале. Соответствующее постановление, говорится в сообщении, ранее подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
"С принятием данного постановления в РФ создается система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актах и результатах их общественного обсуждения", - отмечает МЭР. Как передает агентство экономической информации Прайм (группа РИА Новости), для размещения исполнительными органами власти информации о подготовке законопроектов создается сайт www.regulation.gov.ru, который с апреля будущего года заработает в штатном режиме. Министерства и ведомства будут обязаны публиковать все свои проекты на этом портале.
Любой посетитель сайта сможет ознакомиться с паспортом проекта акта, в котором, в том числе, будут отражаться ход работы над проектом, отзывы и предложения участников общественного обсуждения, позиции разработчика по ним, поясняет минэкономразвития.
Создание такой системы, убежден замминистра экономического развития Олег Фомичев, повысит качество законодательных инициатив и поспособствует большей открытости деятельности правительства РФ.
Как сообщает Прайм, на минкомсвязь возложена обязанность подготовить и утвердить до 1 марта 2013 года минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. При этом, согласно правилам, срок общественного обсуждения не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на сайте уведомления о подготовке проекта либо самого документа.
В случае разработки проектов федеральных конституционных законов, законов по общественно важным вопросам, как права и свободы человека и гражданина, охрана правопорядка, проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения общий срок обсуждения проекта должен быть не менее 60 календарных дней. Такой же минимум установлен и для федеральных целевых программ.
В то же время, согласно правилам, ряд нормативных актов не подпадает под новые требования об информационной открытости. В частности, обсуждению не подлежат вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения. Вне дискуссионного поля останутся ратификация и денонсация международных договоров, правовой режим государственной границы России, изменение числа мировых судей и количества судебных участков в регионах, а также проекты, содержащие государственную тайну и некоторые другие.
Электронный адрес для направления заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта постановления правительства, подготовленного Минюстом: pr@minjust.ru.
Срок размещения - по 13.09.2012.