В штабе БФ, к которому несколько десятилетий был приписан легендарный корабль, уверены: нынешняя роль музея "на плаву" как нельзя лучше подходит "Авроре" и полностью соответствует мировой практике содержания таких уникальных объектов.
Напомним, что около двух лет назад по приказу министра обороны корабль №1 был выведен из состава ВМФ и представлен общественности в качестве филиала Санкт-Петербургского Центрального военно-морского музея. Казалось бы, в предшествующих этому событию жарких спорах сторонников и противников нового статуса легендарного крейсера поставлена точка. Однако нынешней осенью дискуссии по "Авроре" разгорелись с новой силой.
Поводом для словесных баталий стало обращение к руководству страны членов Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ. Они предложили поставить на "Аврору" двигатели и, по аналогии с так называемым кремлевским полком, сделать ее президентском кораблем.
- В этом официальном статусе крейсер сможет и дальше на законных основаниях нести Андреевский флаг и гюйс, участвовать в парадах, принимать делегации любого уровня, - уверен председатель клуба Игорь Курдин.
Когда предложение питерских ветеранов обнародовали, некоторые СМИ написали, что власти его поддерживают, и главе военного ведомства Анатолию Сердюкову уже поручили проработать этот вопрос. Но в Главном штабе ВМФ о таком решении ничего не известно. Буквально пару дней назад главнокомандующий Военно-морским флотом Виктор Чирков заявил: "В наш главкомат на сей счет не поступало никаких указаний из Генштаба и минобороны".
Чтобы разобраться, есть ли в инициативе питерских ветеранов рациональное зерно, надо, прежде всего, обратиться к нынешнему состоянию легендарного крейсера. На вечной стоянке в устье Большой Невки он стоит 64 лет. Хотя "Аврора" многие десятилетия числилась в штабных документах действующим кораблем ВМФ, там даже был штатный экипаж во главе с капитаном 1 или 2 ранга, де-факто крейсер являлся музеем. Корабль не выходил в море, с него сняли практически все вооружение, а назвать "Аврору" плавучей можно было с большой натяжкой. Дело в том, что со стороны Большой Невки она держится на четырех швартовых бочках, которые стоят на бетонных якорях. Глубина под днищем здесь всего метр. А к набережной крейсер намертво прикреплен специальными подвижными штангами.
Специалисты утверждают: если поставить цель - во что бы то ни стало вывести корабль в море, наверное, это можно будет сделать после его масштабного ремонта. Причем одной установкой на "Аврору" двигателей дело явно не обойдется. Восстановительная операция займет немало времени и потребует огромных средств. Проблема в том, что многочисленные переделки, которым подвергался крейсер за время стоянки, не были связаны с восстановлением его ходовых и боевых возможностей. Корабль обустраивали именно как музейный объект. Более того, во время последнего капитального ремонта "Авроры" в 1984-1987 годах источники ее тепло- и энергоснабжение вывели на берег.
- На крейсере, правда, осталась система вентиляции, там есть аварийный генератор на случай отключения тока и помпы для откачки воды из трюма. Но говорить о полноценных системах жизнеобеспечения экипажа и живучести корабля, конечно, не приходится, - признался корреспонденту "РГ" начальник Центрального военно-морского музея Андрей Лялин.
Сейчас он готовит проект и смету для очередного капремонта "Авроры". Средства на обновление и расширение ее музейных экспозиций выделит минобороны. Денег должно хватить на реставрацию верхней палубы и внутренних помещений крейсера. Так что принимать делегации "любого уровня", о чем упомянули в своем обращении питерские ветераны, корабль сможет и в нынешнем статусе.
Что же касается возвращения на "Аврору" военного экипажа, это предложение выглядит, мягко говоря, спорным. Держать там офицеров и матросов, единственная роль которых сводится к надраиванию палубы и сопровождению гостей и экскурсантов, по меньшей мере, неразумно. Тем более, что сейчас обслуживанием крейсера занимаются 38 профессионалов - в том числе, электрики и дизелисты из бывших военных.