Российские специалисты разработали устройство, способное заменить водителя в машине. Оно само проложит маршрут, само тронет машину в путь, объедет все препятствия, затормозит, если на дороге окажется пешеход или другое транспортное средство, и довезет человека до назначенной цели. По словам генерального директора компании разработчика проекта Сергея Мальцева, в системе работают два компонента: навигационный комплекс ГЛОНАСС и комплекс, созданный на базе так называемого технического зрения.
Навигация позволяет проложить маршрут, а безопасность на дороге обеспечивает именно техническое зрение. Автомобиль оборудован огромным количеством датчиков, которые позволяют вычислять препятствия на скорости. А программный комплекс этого устройства может даже рассчитывать траекторию движения и направление движущихся препятствий. Например, машин и пешеходов.
Сейчас продукт этой компании проходит тесты на модели полноценного автомобиля, раз в восемь меньше, своего старшего собрата. При соответствующем финансировании, в скором времени планирует провести масштабные испытания на полноразмерном автомобиле. Примечательно, что у компании уже есть заказчики, готовые использовать эту технологию на своем транспорте. Это предприятия, работающие на карьерах. Такие автомобили вполне можно оборудовать подобной системой. Маршрут движения на карьере известен. Он закладывается в память. Машине нужно двигаться точно по этому маршруту и не наезжать на препятствия. Но вдруг один из спутников скроется из зоны видимости, что тогда? По словам Мальцева, использование технического зрения позволяет сохранять маршрут, особенно если машина по нему хотя бы раз проехала и запомнила. А техническое зрение защитит машину от ДТП.
Когда появятся на рынке такие автомобили - пока говорить рано. Но в производстве машины без водителей могут начать применяться уже в 2015 году.
Сейчас многие автоконцерны оборудуют машины системами активной безопасности. Например, многие Volvo и Mersedes оборудуются системой, которая позволяет не въехать в зад впереди стоящего автомобиля, а то и спасти жизнь пешеходу, резко остановив автомобиль перед таким неожиданным препятствием. Системы автоматической парковки давно устанавливаются даже на бюджетных авто.
Технологии развиваются с такой скоростью, что руководство Volvo на полном серьезе заявляет, что смертность в результате ДТП через 20 лет скатится к нулю. Даже если судить по российской статистике, технические неисправности автомобиля становятся причиной аварий менее чем в одном проценте случаев. На плохие дороги приходится четыре процента. Все остальное - человеческий фактор. Отстранить водителя от руля - и аварий просто не будет. Разработкой технологий полностью автоматизированного автомобиля занимаются многие. Уже в 1958 году General Motors продемонстрировала систему управления, смонтированную на Chevrolet Impala. Она имела серьезный принципиальный недостаток - требовала дооборудования дорог. Информацию о дорожной обстановке предполагалось транслировать по кабелям, заложенным в покрытие, а автомобильная часть системы должна была ее считывать, как магнитофон с магнитной ленты. Крайне дорогой проект.
Требовалась система, способная получать оперативную информацию об окружающей обстановке самостоятельно. Беспилотными автомобилями занялись крупнейшие производители - Ford, Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, BMW и Volvo. В этом году оснащенный седан Volkswagen Passat преодолел более 16 тысяч километров по дорогам общего пользования. Система может управлять автомобилем на скоростях до 130 км/ч, соблюдая правила движения.
Наиболее известен проект корпорации Google. В мае 2012 года управление транспортных средств американского штата Невада выдала компании Google лицензию на эксплуатацию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Автономные "гугломобили" получили специальную серию номеров красного цвета, которые ставятся на испытываемые "беспилотники". Когда испытания закончатся, их сменят зеленые номера серийных машин… Оборудованные автопилотами от Гугла автомобили Toyota Prius успешно разъезжают по скоростным шоссе и улицам мегаполисов.
По словам Сергея Мальцева, технология Google рассчитана именно для обычных автомобилей. Применять их на промышленных объектах будет затруднительно и дороговато. Стоимость такого автопилота превышает 100 тысяч долларов. Российский проект более адаптирован к потребителю. Его цена не превысит двух тысяч долларов.