12.09.2012 00:00
Авто

Российские конструкторы хотят пересадить власти на отечественные лимузины

Читать на сайте RG.RU

Олег Дымов, на основе статьи в газете "Известия"

Московский завод ЗИЛ изготовил опытный образец лимузина для первых лиц государства. Конструкторы надеются, что их машина заменит иномарки в правительственных кортежах. Пока что президент Путин ездит на Mercedes-Benz S-Guard Pullman.

Информация о том, что Минпромторг и другие ведомства активно обсуждают проект создания отечественного лимузина для российских чиновников, появилась в СМИ в понедельник. Эксперты оценивали затраты на разработку автомобиля в 1 млрд евро, при этом перспективы проекта специалисты оценивали весьма скептически. Однако, как выяснила газета "Известия", московский завод АМО ЗИЛ совместно с компанией "Депо-ЗИЛ" уже изготовил образец автомобиля представительского класса. И, по словам разработчиков, он обошелся гораздо дешевле миллиарда.

Поручение разработать соответствующий автомобиль Дмитрий Медведев озвучил два года назад, но как утверждает исполнительный директор "Депо-Зил" Сергей Соколов, работу над проектом завод начал еще в 2004 году. Тогда были разработаны эскизы дизайна кузова нового правительственного лимузина, а также техническая модель в масштабе 1:5. Работа над проектом, получившим название Monolit велась с перерывами, но в 2012 году ее удалось завершить. В ближайшее время автомобиль будут тестировать на Дмитровском полигоне, после чего он должен получить одобрение в профильных ведомствах.

В советские годы завод ЗИЛ производил представительские лимузины, и до сих пор у старшего поколения россиян внешние очертания тех лимузинов ассоциируются с транспортом первых лиц государства. Как утверждает Соколов, работая над нынешним проектом хотели показать преемственность машины, сохранив классический стиль ЗИЛов, на которых ездили Леонид Брежнев, Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Впрочем, в новом лимузине деталей от предшественника практически не осталось, признает Соколов.

Советские лимузины в плане ходовых качеств были крайне специфическими машинами. Он предназначался только для длительных поездок, при этом не предусматривались остановки на светофорах - дороги для советских руководителей просто перекрывали. Кроме того, автомобиль был довольно сложен в управлении и требовал от водителя специальной подготовки. В новом ЗИЛе эти "особенности" сохранены не будут.

В первую очередь конструкторы изменили тип двигателя - с карбюраторного на инжекторный. Объем двигателя не изменился - 7,7 л, однако добавилось лошадиных сил - 400 вместо 315. Вместо трехступенчатой механической коробки установлена новая пятиступенчатая коробка-автомат. При этом подвеска автомобиля не претерпела никаких изменений.

На новую модель были установлены колеса диаметра 18 дюймов. Связано это с тем, что специальные шины "Гранит" для 16-дюймовых колес зиловских лимузинов выпускал только Московский шинный завод. Из-за того что лимузин весит больше 3,5 т, но при этом имеет скоростные качества легковых автомобилей (разгоняется до 200 км/ч), найти соответствующую резину для 16-дюймовых колес оказалось невозможно. "Такая резина на 18 дюймов выпускается в Америке, для больших машин. Мы вынуждены были сделать колеса больше", - объясняет Соколов.

Кузов автомобиля шестидверный, а салон сделан по типу Pullman - сидения расположены друг против друга. В задних крыльях размещено климатическое оборудование: в пассажирской правой части салона можно настроить одну температуру, в левой - другую. Кроме того, в новой машине полностью изменена система энергообеспечения. Мощность генератора увеличена со 100 до 150 ампер. "Хватит на автобус", - говорит Соколов.

Пока концепт-кар не бронирован. Как говорят на заводе, бронированная версия, возможно, появится после одобрения существующей модели и переговоров с властями - тогда можно будет заказывать капсулу. В "Депо-Зил" уклончиво говорят об инвесторах проекта. С представителем управделами Виктором Хрековым "Известиям" связаться не удалось. "Проект спонсировала группа увлеченных достаточно богатых людей", - сказал Соколов.

АМО ЗИЛ также не исключает возможность старта серийного выпуска автомобилей представительского класса для второго эшелона власти.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин:

Производство лимузинов ЗИЛ было прекращено совершенно напрасно. Это машина как раз того класса, который необходим для высших должностных лиц государства. И я поддерживаю мысль о том, что надо возрождать производство на новом уровне. Руководители страны, которая имеет автомобильную промышленность, должны ездить на своем автомобиле. Машина главы государства должна быть безопасной, надежной, эффективной и обеспечивать возможность работы первых лиц государства в любой обстановке.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Разработка отечественных машин для высших чиновников Советского союза была начата в 1930-х годах, до этого советские руководители ездили на иномарках. Пионером в классе представительских машин советского производства стал семиместный лимузин ЗИС-101. Собирали его на заводе ЗИЛ, который тогда назывался Заводом имени Сталина. К 1950-м годам иномарки полностью были вытеснены из гаражей чиновников отечественными машинами. К тому времени уже сложилась и определенная автомобильная иерархия. Высшим чиновникам выделялись "ЗИСы", для среднего ГАЗ-М-12 "ЗиМ", для чиновников рангом поменьше существовал ГАЗ-М-20 "Победа". Однако все эти машины скорее относились к высшему среднему классу, а не к представительскому. Первым советским автомобилем по-настоящему высшего класса стал ГАЗ-13 "Чайка", выпуск которого начался в 1959 году. К 1970-м годам высшее руководство страны снова пересело на продукцию ЗИЛа. Эпоха советских лимузинов закончилась с распадом советского союза, когда на российский рынок пришли более конкурентоспособные западные машины, в первую очередь Mercedes.

Также доступна английская версия статьи.

Легковые авто ЦФО