14.09.2012 00:04
Культура

Новый сезон в Московской филармонии откроет оркестр Клаудио Аббадо

Московская филармония открывает сезон, а ее гендиректор Алексей Шалашов отмечает юбилей
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №212 (5885)
С именем Алексея Шалашова, возглавляющего уже почти десятилетие Московскую филармонию, связывают сегодня не только ключевые реформы в филармонической деятельности и развитие музыкального менеджмента в России, но и возвращение массовой аудитории в московские  филармонические залы, кардинальное обновление филармонического репертуара, статус концертной Москвы, сопоставимый с европейскими столицами.  Для самого Алексея Шалашова, вернувшегося  в этом году после работы в Министерстве культуры РФ на пост Гендиректора Московской филармонии, самым важным является то, что ему удалось выстроить новую систему филармонической работы и создать  условия для профессиональной реализации музыкантов. Об этом и о новом сезоне Московской филармонии Алесей Шалашов рассказал обозревателю "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

С каким настроением вы вернулись из Министерства в филармонию?

Алексей Шалашов: С радостью и ощущением того, что я нужен здесь. Хотя я не оставлял свою деятельность в филармонии: я чувствую эту сферу, я отдал ей очень много сил, мыслей, идей и прошел через много преодолений, связанных со старыми советскими стереотипами.  Ни для кого не  секрет, что десять лет назад, когда я пришел в филармонию с пустующими залами, нам пришлось делать очень тяжелые шаги: мы резко сократили количество исполнителей и концертов. Многие не были в восторге от этих решений, но нам необходимо было сбалансировать тогдашний спрос и предложение.  Принцип, который мы провозгласили и закрепили в документах, -  это единство художественного и экономического планирования. Суть его состоит в том, чтобы уметь четко просчитывать все компоненты проекта: художественную значимость идеи, стоимость, реакцию публики. Маркетинг - вещь замечательная. Однако опыт показал, что если у менеджеров нет интуиции, проект не будет успешным.

У вас появился целый институт директоров программ. В стенах филармонии они проходят выучку. На что нацеливаете их?

Алексей Шалашов: Наши директора ведут от 20 до 80 проектов каждый. И всем я говорю:  главное -  любить и быть увлеченным теми музыкантами,  произведениями, которые ты представляешь слушателям. Массовой школы в нашем деле быть не может. Индивидуальное обучение -  2-3 года. Но часто человек, который знает все теоретически, терпит неудачи.

В чем же секрет менеджерского успеха?

Алексей Шалашов: Секрет в большом количестве деталей. Как в искусстве: все начинается с "чуть-чуть". И еще - в любви, в профессионализме, в принципиальности. Компромиссы, если их много,  убивают проект. Надо понимать, что в нашем деле все подчинено экономике и в то же время - все подчинено музыкальным идеалам.

Какие установки существуют для вас в формировании филармонического сезона? В афише в этом году представлены 200 абонементов: есть и популярные циклы - "Оперные шедевры", "Из сокровищницы мировой классики", "Сказки с оркестром",  и современная музыка, и неожиданные  проекты - "Музыкальный театр Юрия Стоянова".

Алексей Шалашов: Я не ограничиваю никого в поиске  новых идей. Больше всего я боюсь  застоя и однообразия афиши.  Какие-то успешные вещи мы некоторое время сохраняем -  "Сказки с оркестром" для детей, например. Но это скорее исключение. В этом году нам удалось добиться принятия поправки в "Законе об авторском праве", упорядочившей систему авторских отчислений за исполнение современной музыки, и в нашей афише сразу появились современные сочинения - порядка 15-20 программ.  

На открытии сезона 19 сентября впервые в Москве выступит знаменитый оркестр Люцернского фестиваля под управлением Клаудио Аббадо.  Как возник этот проект?

Алексей Шалашов: Своими силами мы вряд ли смогли бы пригласить оркестр такого уровня. И это счастливый случай, что Люцернский оркестр включил Москву в логистику европейского гастрольного тура.  Этот оркестр абсолютно уникален,  он воплощает мечту многих  дирижеров, потому что в нем играют лучшие музыканты ведущих симфонических оркестров Европы. Каждое лето они собираются  на фестивале для музицирования и проводят потом гастрольный тур.

Как директор филармонии, на какие программы рекомендовали бы обратить внимание?

Алексей Шалашов: Трудный вопрос для меня: чем больше вчитываешься в абонементы филармонии, тем больше находишь интересного. В этом году у нас будет звучать много новой и редко исполняемой музыки. В Большом зале консерватории запланированы сонатные вечера  Леонидаса Кавакоса с Энрико Паче,  Вадима Репина и Николая Луганского. Сонаты - это совершенно уникальный жанр камерной музыки, дающий такое удивительное уединение,  состояние проникновенности. Но сегодня всем  мировым залам с огромным трудом удается сохранять этот жанр. Концерты в камерном зале становятся все тяжелее экономически: мест немного, аренда велика, программы изысканные и привлекают в основном искушенных меломанов. На плаву - только концерты звезд в камерном жанре. Еще хотелось бы обратить внимание на наш новый абонемент, где мы  представляем лауреатов XIV Конкурса Чайковского. Мало кто знает, как эти ребята изменились за прошедший год. Совершенно удивительную мировую карьеру сделал Даниил Трифонов.  Практически у всех наших лауреатов невероятный успех в мире.

Какие еще идеи были бы вам сегодня интересны для реализации?

Алексей Шалашов: Я думаю о том, что мы создали в Московской филармонии эффективный менеджмент, но невозможно, чтобы он существовал в отдельно взятой системе. Надо, чтобы вся наша среда активнее профессионализировалась, чтобы не только в Москве, но и в других городах создавались условия для реализации музыкантов, и они, получив образование, не уезжали из России. Я мечтаю,  чтобы в Москве появился новый современный концертный зал - Симфони-холл, где бы шла активная концертная жизнь, располагалась репетиционная база для оркестра. Еще мечтаю, чтобы в Москве регулярно появлялись основные действующие лица мирового музыкального рынка - исполнители, оркестры, дирижеры.  У нас все еще нет финансовых возможностей приглашать, например,  Венских, Берлинских филармоников, Концергебау и тд.. Для этого  нужно, чтобы статус филармонии повысился, чтобы  академическая музыка была действительно востребована элитой общества, как это происходит на Западе.  Только тогда крупные финансовые, коммерческие компании захотят ассоциироваться с брендом Московской филармонии.  Пока же наша основная аудитория -  это интеллигенция и "белые воротнички", имеющие хорошее образование и потребность регулярно ходить на концерты. Но я считаю, это даже лучше, что люди ходят  на концерты по велению сердца. Тогда сохраняется уникальная атмосфера в зале.

Классика