Лариса Дядькова, одна из лучших меццо-сопрано нашего времени, выступающая на главных оперных сценах мира, выступит в партии богини Фрики, супруги верховного бога Вотана. В интервью "РГ" она рассказала, почему нельзя не любить Вагнера.
Как складывался ваш роман с Вагнером?
Лариса Дядькова: С Вагнером я познакомилась еще будучи студенткой - на уроках музыкальной литературы, но по-настоящему он открылся мне, когда в Мариинском театре начали ставить "Кольцо нибелунга". Первые шаги у всех нас, певцов, были робкие. Для исполнения Вагнера на немецком языке труппа должна была созреть и морально, и физически. Только Валерий Абисалович был уверен в результате - очень смело взялся за дело. Было принято правильное решение пригласить зарубежных коучей и режиссеров. Нашим певцам было важно проникнуться другой философией. Вагнер прежде всего философ и великий музыкант.
Насколько глубоко удалось вам постичь суть его творчества?
Лариса Дядькова: Вагнер, безусловно, меняет сознание, выводит на другой уровень понимания. Это довольно сложный композитор, но музыкальный материал - и оркестровка, и мелодика, и гармонии его опер настолько богаты, что буквально обволакивают тебя, сидишь ли ты в зале или поешь на сцене. Я получаю порой физиологическое наслаждение от звучания, когда все вокруг настолько красиво - будь то вступление к "Золоту Рейна" с гулом валторн или знаменитый "Полет валькирий" из "Валькирии". Мне кажется, что это способны испытать не только искушенные слушатели, но и те, кто приходит знакомиться с Вагнером впервые.
В чем заключается философия Вагнера?
Лариса Дядькова: Ценность его опер - в размышлениях на вечные темы, о том, что для человека самое важное: обретение власти, получение материальных ценностей, сохранение того, на чем строится мир - продолжение человеческого рода и семейные отношения. Эти ценности композитор представляет в состоянии подчас трудноразрешимых конфликтов. У Вагнера никогда не бывает однозначных персонажей - все они, а вместе с ними и слушатели, раздираемы противоречиями. Его герои ставят цели, может быть, не совсем правильные, но ведут себя как будто положительно. Например, моя героиня - богиня Фрика, супруга Вотана, борется очень правильно, последовательно гнет свою линию, отстаивая по-настоящему важные ценности для женщины и рода человеческого. Она подчиняется женским инстинктам, стремясь оградить семью от неверных шагов. Ее интуиция ей правильно подсказывает, что нужно делать. Но мужское начало хочет освободиться от такого женского давления.
Что русские певцы привносят в интерпретацию Вагнера, чего никогда не смогут ей дать немцы?
Лариса Дядькова: Вы хотите услышать, что мы более эмоциональные и глубокие? Я считаю, что все зависит от индивидуальности исполнителей. У немецкого певца как носителя языка все равно будет больше преимуществ хотя бы потому, что для него слово Вагнера - родное. Но если русский певец будет знать, о чем поет, вы услышите у него и чувственность, и глубину. Известно, что существует масса поклонников тетралогии "Кольцо нибелунга", отслеживающих ее исполнение в разных театрах. Мариинский театр делает все для того, чтобы русским певцам доверяли исполнять Вагнера на престижных оперных сценах, чтобы у них появились свои фанаты, которые бы ездили за ними по миру.
Недавно я наткнулся на удивительную фотографию в фэйсбуке, где вы летите на парашюте. Вагнером навеяло?
Лариса Дядькова: Вагнер не имеет к этому никакого отношения. Просто во время летних каникул мне вдруг захотелось заняться скайдайвингом. Сейчас у меня появилась возможность чуть меньше думать о работе. Много лет я была настолько занята, что не было окошечка для личной жизни. В какой-то момент понимаешь, что жизнь проносится так быстро, а хочется попробовать многое. В том месте, где я отдыхаю на протяжении нескольких лет в Испании - в Эмпурия Брава, есть великолепный аэродром, где устраиваются международные соревнования по скайдайвингу. Больше всего волновался мой инструктор - все время проверял пульс, настраивал, чтобы я не волновалась, но я не волновалась! Были ощущения ожидания, как перед выходом на сцену. 50 секунд свободного падения и четыре минуты неторопливого спуска. И городок, где я жила, и море, и горы воспринимаются с высоты полета совсем иначе. Я получила неописуемое наслаждение. Теперь хочу освоить парусный спорт. Минувшим летом мне удалось трижды выйти на маленькой парусной яхте, правда, я была там балластом, но мечтаю стать моряком.