24.09.2012 00:08
Культура

На "Киношоке" лучшими названы узбекский и грузинский фильмы

На "Киношоке" лучшими названы узбекский и грузинский фильмы
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (5892)
Вчера объявлены итоги ХХI открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок".
Читать на сайте RG.RU

Приятно, когда хорошие прогнозы сбываются: приз за лучшую режиссуру отправился в Грузию - он присужден Зазе Урушадзе за фильм "Опекун", о котором "Российская газета" подробно и не скупясь на комплименты рассказывала за два дня до церемонии награждения лауреатов "Киношока".

И вот картине, вобравшей в себя всю поэтику и культуру грузинского кино, снятой на невероятно легком дыхании и в подкупающе тонкой комедийной стилистике, рукоплескал "Киношок", - то, что грузинские ленты обычно выдерживают самую жесткую конкуренцию и не уезжают из Анапы без главных наград, стало уже доброй фестивальной традицией.

А "Золотой лозой" - главным призом за лучший полнометражный фильм - наградили создателей узбекской картины "Небеса - моя обитель" (режиссер - Аюб Шахобиддинов, продюсер - Агзам Исхаков). (О современной кинематографии Узбекистана в контексте "Киношока" и парадоксальной ситуации в стране, где национальное (узбекское) кино полностью вытеснило с экранов американское, читайте в "РГ" за 19 сентября 2012 г.).

"Подкупили" они созданным в фильме образом девушки-ангела, обитавшей в горах вдали от цивилизации и явившейся на землю символом чистоты, которую простые люди не принимают, выталкивают за грань жизни, и она опять улетает на небеса.

Приз "Киношока" за лучший сценарий взяли Пеэтер Симм и Михкель Ульман за белорусско-эстонско-латвийский фильм "Одинокий остров". Можно сказать, за максимально возможное число сюжетных линий в формате одной картины (не альманаха) и предельно усложненное их переплетение между собой.

Девочка-подросток, обреченная после автокатастрофы на инвалидную коляску, мечтает стать балериной, и со всей жестокостью, на которую только способны дети, винит в случившейся трагедии мать.

Хирургу-трансплантологу накануне сложнейшей операции предъявляется обвинение в убийстве с целью получения донорских органов. Два друга пожизненно влюблены в одну женщину, и ни один из них не в силах разорвать любовный треугольник.

У профессора-литературоведа очень сложносочиненные отношения с сыном, который не пошел по его стопам, а стал машинистом тепловоза и считает, что в романе "Анна Каренина" разбирается гораздо лучше отца.

Старый цыган один воспитывает маленькую девочку (то ли внучку, то ли приемную дочь из детского дома), но когда они вдвоем, то выглядят самыми счастливыми людьми на свете.

Женщину увольняют с работы из эстонской полиции. А у учительницы старших классов любовь с одним из учеников... И так далее и тому подобное.

Главный фокус фильма состоит в том, что все вместе они между собой так или иначе связаны, и когда приходит, наконец, понимание, как, - полученное интеллектуальное наслаждение мало с чем сравнимо.

Притом что классик эстонского кино Пеэтер Симм, выступивший здесь и как режиссер, и как соавтор сценария, ни одну из своих историй не рассказывает до конца - дает лишь образы, наброски характеров и великолепные живописные картинки из жизни. В которой, судя по его посылу, каждая секунда таит в себе бесконечное множество опасностей и потому может оказаться последней.

За лучшую операторскую работу в полнометражном кино отмечен Александр Симонов - за российский фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу". С формулировкой "мы тоже хотим", за самый радикальный жест фестиваля картину Балабанова наградили призом кинопрессы имени Ирины Шиловой.

Литовская актриса Янина Лапинскайте, по мнению жюри "Киношока", возглавляемого писателем Владимиром Войновичем, в фильме "Замок спящих бабочек" Альгимантаса Пуйпы сыграла лучшую женскую роль.

Мужчины в поступках ее героини - пятидесятилетней жены адвоката, пригласившей в свой загородный дом-замок пожить трех девушек-проституток и постаравшейся вернуть их к нормальной жизни, не нашли никакой логики.

Но женщины отмечали не только деликатность и достоверность актерской игры Янины Лапинскайте, но были единодушны и относительно мотивировки поведения ее героини: все именно так и бывает. Когда объяснить "почему" совершенно невозможно.

Приз за лучшую мужскую роль присудили Владимиру Свирскому (за фильм Сергея Лозницы "В тумане").

Спецдиплом жюри вручили киргизскому режиссеру Эркину Салиеву "за образ Киргизии глазами ребенка" в фильме "Принцесса Назик".

Дипломом жюри отмечена украинская картина Михаила Ильенко "ТотКтоПрошелСквозьОгонь" "за развитие легендарного образа", пришедшегося по вкусу также и гильдии киноведов и кинокритиков, вручившей свой приз - "кинокритического" "Слона" - этой же картине с формулировкой "за поэтическую магию и магический реализм".

Ирина Корнеева, Анапа

Наше кино