25.09.2012 09:00
Digital

"Ростелеком" внедрит инновации в ЖКХ и здравоохранение регионов ПФО

Информационные технологии сделают жизнь лучше
Текст:  Алексей Иванов
Российская газета - Экономика Поволжья: №0 (5893)
Сразу несколько глобальных проектов по внедрению инноваций в самые консервативные сферы нашей жизни будут запущены в регионах в ПФО в ближайшее время. Речь о таких болевых точках, как ЖКХ и здравоохранение.
Читать на сайте RG.RU

Новые технологии от компании "Ростелеком" - лидера на российском рынке телекоммуникаций - сделают получение населением различных услуг в этих сферах на порядок более эффективным. К слову, инновациям в ЖКХ и здравоохранении, взаимодействию власти и бизнеса при модернизации этих отраслей будут посвящены и несколько дискуссий на Международном бизнес-саммите, который пройдет в Нижнем Новгороде 27-29 сентября.

Диагноз онлайн

Нижегородская область стала одним из первых регионов страны, где реализуется проект по тотальной автоматизации системы здравоохранения. Региональные власти вышли с такой инициативой к федеральному центру, успешно защитили проект и добились софинансирования из государственной казны. Контракт на техническое воплощение смелой идеи в жизнь в феврале этого года выиграл Нижегородский филиал - структурное подразделение макрорегионального филиала "Волга" компании "Ростелеком".

- В итоге это будет выглядеть следующим образом, - поясняет вице-президент ОАО "Ростелеком", директор макрорегионального филиала "Волга" Дмитрий Проскура, - в каждую больницу мы проведем оптоволоконный кабель, а внутри учреждений создадим всеохватывающие локальные сети, появится единая база данных, к которой получат доступ все врачи и клиники. В ней будет храниться и постоянно обновляться информация о всех пациентах - их истории болезни, персональные данные. Во-первых, это сэкономит время. Так как, например, сдав анализы, их результаты не надо будет в виде бумажек носить между больницами. Данные сразу появятся в компьютере и будут доступны лечащим врачам. Во-вторых, не будет никакой путаницы с карточками, которые заполняются неразборчивым почерком и могут просто потеряться. В результате всех нас будут лечить быстрее и качественнее.

Кстати, в рамках того же проекта создаются каналы связи для удаленных консультаций. Например, врач из районной больницы сможет в режиме видеоконференции оперативно получить совет от более опытного коллеги из областной клиники. Не исключено, что и пациенты с лечащими врачами какие-то вопросы смогут обсуждать по тому же "Скайпу". Пока это сложно представить, но когда в больницах появится техническая возможность, врачи быстро поймут, насколько это удобно, и смогут перестроиться.

Все крупные больницы и поликлиники будут подключены к единой базе до конца этого года. Следом за ними в очереди идут лечебные учреждения на местах, ФАПы. Работы ведутся опережающими темпами, достаточно сказать, что в пик подключений больниц к оптоволокну этим занимались более 120 специалистов "Ростелекома". То есть примерно столько же, сколько в феврале-марте трудились над обеспечением всех избирательных участков веб-камерами для трансляции в Интернет.

- Впрочем, самый тяжелый и рутинный этап здесь - ввод данных с карточек в компьютер, которым будут заниматься уже не наши специалисты, - продолжает топ-менеджер. - Такую работу рано или поздно пришлось бы делать. В целом приятно сознавать, что Нижегородская область станет одной из первых в России, где такой проект заработает в полную силу.

По большому счету

Еще одна техническая революция назревает в ЖКХ. Тема счетчиков за последнее время навязла в зубах. Все знают, что их вроде бы надо срочно ставить или менять, причем на все коммуникации сразу, а потом кто-то будет их опломбировать, ремонтировать, снимать показания... "Ростелеком" предложил свести всю систему к единому знаменателю.

В домах предполагается устанавливать счетчики с радиодатчиками, чтобы они автоматически передавали показатели в единый блок. Такие блоки могут быть установлены на входе в квартиру. Вторая часть этого же устройства устанавливается около телевизора и позволяет смотреть цифровое ТВ и обеспечивает соединением с Интернетом через Wi-Fi.

- Эту систему еще в феврале головной офис в Москве презентовал руководству страны, и она получила самую высокую оценку, - говорит Дмитрий Проскура. - "Ростелеком" предлагает начать внедрение единого биллинга в ЖКХ в ряде субъектов РФ. К примеру, уже на этой неделе может быть подписано соглашение о реализации пилотного проекта в одном из регионов ПФО. Помимо удобства для рядовых пользователей, это даст высвобождение человеческих ресурсов в ЖКХ, специалистов можно будет перенаправить на более важные, чем считывание данных со счетчиков, задачи.

На полной скорости

В более традиционных для себя направлениях, таких как сотовая связь, предоставление доступа в Интернет и интерактивное телевидение, компания также динамично развивается, следуя, а зачастую и формируя современные тренды.

2011-2013 годы проходят в "Ростелеком" под знаком развития оптических технологий, глубокого проникновения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет. Активно строится кабельная сеть FTTB ("оптика до здания"). Вслед за этим растет и количество абонентов, все больше людей осознают преимущества ШПД, ведь оптические технологии - это мостик в будущее.

По словам Дмитрия Проскуры, ценовые войны между конкурентами в этом сегменте рынка, скорее всего, отошли в прошлое. Во-первых, планка и так опущена достаточно низко. Во-вторых, операторы кабельного доступа в Интернет постепенно пришли к выводу, что более весомыми преимуществами являются не цена, а качество обслуживания и скорость доступа в Сеть. Именно такова основная тенденция рынка. В частности, уже в ближайшее время стоит ожидать, что базовыми для тарифных планов станут скорости передачи данных на уровне 50-100 мегабит в секунду.

Еще одна тенденция - проникновение ШПД в районные центры. В инвестпрограмму макрофилиала "Волга" на 2012-2013 годы заложено максимально широкое строительство оптических линий в небольших муниципалитетах.

Развитие ШПД в свою очередь приводит к росту числа абонентов интерактивного телевидения. Динамика развития этого направления в "Ростелекоме", по словам руководства компании, уверенно опережает плановые показатели. Вторым фактором роста популярности этой услуги является проводимая работа по улучшению качества контента, его "вычищению". Все показываемые по такому телевидению фильмы - лицензионные, все 160 каналов имеют необходимые соглашения на легальное воспроизводство контента. Помимо этого, постоянно совершенствуется и телевизионная сетка, которая гибко подстраивается под запросы зрителей.

- Понятно, что 160 каналов никто смотреть не будет. Но я часто общаюсь с абонентами, 10-15 каналов, помимо общедоступных, смотрят многие, - говорит Дмитрий Проскура. - Примерно раз в месяц мы оцениваем, что больше всего смотрят наши клиенты. В этом году был ожидаемый всплеск интереса к спортивным каналам, это связано с чемпионатом Европы по футболу и Олимпиадой в Лондоне. Многие накануне этих соревнований интересовались, есть ли у нас конкретные спортивные каналы, и когда их находили, с радостью подключались.

Любопытно, что выросла популярность каналов, которые показывают новостные либо научно-популярные передачи на немецком и французском. Люди все больше интересуются иностранными языками, изучают их в том числе дома, а интерактивное телевидение тут - неоценимый помощник.

От трех до четырех

Что касается развития сотовой связи и мобильного Интернета, то "Ростелеком" (совместно со своей "дочкой" - НСС) завершает строительство в Поволжье сети стандарта UMTS (3G) в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Казани, Саратове, Ульяновске. По Самаре строительство сети UMTS пойдет с нуля, так сказать, стартап, после чего регион запускается с частичным использованием ядра НСС.

Благодаря этому будет решена первоочередная задача - сделать стандарт 3G одинаково доступным во всех регионах присутствия. Это позволит удешевить роуминг, а также обеспечить абонентам комфортный доступ к мобильному Интернету.

Примечательно, что все оборудование устанавливается "с запасом", чтобы впоследствии можно было быстро перейти к стандартам связи следующего поколения. Например, новые базовые станции сразу закупаются в формате UMTS/LTE-ready (фактически - предварительная версия стандартов четвертого поколения). Не исключено, что уже в следующем году новая сеть будет доступна для жителей Нижнего Новгорода.

Технологии Инновации Нижний Новгород Приволжье