28.09.2012 21:49
Культура

Einstuerzende Neubauten: Континентальные флагманы индастриала

Текст:  Дмитрий Сосновский
Появившийся, как и многие другие важнейшие направления современного искусства, в семидесятых годах industrial огорошил еще не вышедшее из фиолетовых объятий психоделики западное общество своим оголтелым новаторством и безудержной агрессией.
Читать на сайте RG.RU

Началось все, как это нередко случалось и ранее, и позднее, в Великобритании. Провозгласив новую дадаистскую революцию, передовая молодежь принялась иронично и зло обыгрывать окружающие их и разрастающиеся последствия революции промышленной. Эффект получился ошеломляющим. А возникшая примерно в то же время холодная эстетика пост-панка молчаливо поддержала стремительно укреплявшееся движение новых сюрреалистов.

Знамя британских новаторов среди первых подхватили, конечно, немцы, которым то, о чем пытались сказать сверстники с островов было особенно близко и понятно. Так появилась Neue Deutsche Welle - "новая немецкая волна", которая, в отличие от флегматичной и печальной всемирной "новой волны", обрушилась на мир с нескрываемой яростью.

В 1980 году несколько молодых жителей Западного Берлина, взяв себе крайне меткое название "Разрушающиеся Новостройки", устроили в Европе маленький культурный апокалипсис. Всемирный исход музыкантов из панк-пространства уже успел привести к возникновению пост-панка и нью-вейва. Но такое положение вещей Einstuerzende Neubauten не устраивало, и они, отряхнувшись от панк-наследия, направили свои взоры в противоположную сторону, где как раз развивался отпочковавшийся от британских индустриальщиков нойз. Приняв к сведению происходящее в этом чрезвычайно необычном мире оглушительных звуков, они открыли свою версию континентального пост-панка, попутно став вехой в становлении другого необычного явления, которое вскоре станет особенно заметным и станет называться нойз-роком.

Во время концертов и записей "Новостроек" ломались и крушились инструменты, которые сами по себе привлекали внимание своей нестандартностью - ими служили бочки, молотки, дрели, металлические пластины и прочие строительные инструменты. В результате первый альбом группы, который так и назывался - Kollaps - сразу же стал эталоном индастриала, и останется им навсегда.

Уже в восьмидесятых стал происходить постепенный переход старых индустриальщиков к новому - более мягкому - звуку, который впоследствии получил название "пост-индастриала". В девяностых это явление стало тотальным, перекинувшись с Британских островов на континент. И этот переход особенно заметен в работах Einstuerzende Neubauten и великих словенцев Laibach (но эти последние достойны целой энциклопедии).

Последний на сегодняшний момент альбом "Новостроек" (не считая их специальные проекты) - Alles Wieder Offer 2007 года (наряду с более ранним Silence is Sexy) - заслуженно считается одной из вершин того, что можно назвать пост-индастриалом. Безудержный агрессивный импульс сменился распаленным сарказмом, а страсть к экспериментам никуда не ушла (московский концерт в 2008 году даже задержался в связи с тем, что, как рассказывал главарь группировки Бликса Баргельд, российская таможня долго не могла поверить, что груда металлолома, которую они с собой везли - это инструменты) - теперь она обратилась к с современному рок-н-ролльному изобилию и обширном багажу, который успела накопить к этому времени авангардная электронная музыка. И пока есть такие группы как Einstuerzende Neubauten, нам точно не придется скучать, наблюдая за тем, что происходит внутри и вокруг нас.

Рок