28.09.2012 00:07
Культура

Валерий Гергиев посвятил концерт Дмитрию Шостаковичу

Валерий Гергиев посвятил концерт Дмитрию Шостаковичу
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (5897)
Это факт, но музыку Шостаковича в мире больше всего исполняет Валерий Гергиев. Он дирижирует Шостаковичем на сцене Мариинки и в Метрополитен, в Парижской опере и в залах Лондона, Вены, Мюнхена, Нью-Йорка, исполняет с оркестрами мира симфонические, балетные, оперные партитуры Шостаковича в Америке, в Европе, в Азии. И по сути, музыка Шостаковича стала для него своего рода экзистенцией, со всей ее сверхчувствительностью и сарказмом, колоссальным напряжением трагизма и интонацией сокровенности, с почти визуальным отражением в звуке страшных коллизий времени и заряжающим юмором.
Читать на сайте RG.RU

Именно таким Шостакович и предстал в программе, исполненной по случаю его дня рождения в Большом зале консерватории, где прозвучали бодрый, бурлящий энергией Первый фортепианный концерт в исполнении Дениса Мацуева и трагическая военная Восьмая симфония, трактованная Гергиевым как Реквием. И в самой драматургии программы содержалась та игра "света и тени", трагизма и гротеска, подлинного и "квази", что составляют ядро музыки Шостаковича.

В Фортепианном концерте совпали азарт, игровой темперамент Мацуева, легко трансформировавшего четкую токкатную моторику в элегическую, почти "шопеновскую" интонацию второй части или в бесконечный поток пассажей финала, с виртуозными атакующими соло Тимура Мартынова (труба) и оркестром, мгновенно реагирующем в повышенном скоростном режиме на любой дирижерский жест. В результате Первый концерт прозвучал как эффектный коллаж, в круговороте которого с юмористическим галопом неслись пассажи, "цитаты", танцы, фанфары, менявшие через прорывавшееся рубато привычные очертания.

После такой "раскачки" Восьмая симфония прозвучала с обрушающим трагизмом. Гергиев с первого звука установил колоссальное напряжение, которое росло изнутри оркестра гигантскими медленными крещендо, уплотняясь медными тембрами до монолитной звуковой "стены", кошмарно надвигающейся своей "металлической" массой. "Стена" отступала и снова "наваливалась" со зловещей барабанной дробью и жуткими, расплющивающими раскатами тарелок. И в этом поле напряжения, независимо от массы звука, от артикуляции - механистичного марша-скерцо или однообразно накатывающего, как тихий кошмар, мотива пассакалии, не было ни глотка воздуха, ни секунды расслабления. Пока, наконец, в финале не произошел переход в другое измерение: мерцающее сфумато струнных, тихие всплески деревянных и ударных, умиротворение звука, повторы - наплывающий мираж из круга "вечного света". Из круга Реквиема.

Кстати, 7 января 2013 года в Париже стартует совместный проект Мариинского театра и зала Плейель, в котором в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучат все симфонии Шостаковича.

Классика