Согласно прогнозам, в ближайшие десять лет дети трудовых мигрантов составят треть от общего количества учащихся московских школ. Эта цифра вызывает множество вопросов. Скажите, доставляют ли проблемы мигранты, которые идут к нам на лечение?
Леонид Печатников: Этот вопрос в последнее время задают часто. Я придумал девиз своей нынешней работе: "От Боткина до Поткина". Мне приходиться заниматься очень широким спектром вопросов, начиная с медицины и заканчивая миграцией.
В прогноз про тридцать процентов я не верю - думаю, у страха глаза велики. Повторю те цифры, которыми я вынужден владеть по долгу службы - мы официально выдаем двести тысяч квот на работу легальным трудовым мигрантам. Это квоты Москвы. Не все из этих двухсот тысяч приезжают в Россию с детьми.
Кроме того, ФМС выдает примерно сопоставимое число патентов. Их основное отличие заключается в том, что наши квоты выдаются юридическим лицам и позволяют им нанимать иностранных рабочих, а патенты выдаются самим мигрантам и позволяют им работать на физических лиц.
Таким образом, разрешение на работу ежегодно получают около четырехсот тысяч приезжих - это легальные мигранты. Если даже половина из них будет приезжать с детьми школьного возраста, то двести тысяч детей на город - это никак не тридцать процентов от всех школьников.
Возможно дело в том, что жители города принимают за мигрантов людей неславянской внешности, которые на самом деле являются гражданами Российской Федерации и приезжают из республик Северного Кавказа. На самом деле они не имеют никакого отношения к категории трудовых мигрантов, так как не являются иностранцами. Получается, что мы говорим о россиянах, сменивших место жительства - так называемых "понаехавших". Но они не могут называться мигрантами и имеют право жить в том российском городе, в котором хотят. Кому-то это не нравится, но это уже скорее личный вопрос. С точки зрения государства и города мы не можем признать их мигрантами и никогда не будем этого делать.
Скажите, как дорого обходится лечение мигрантов бюджету Москвы?
Леонид Печатников: Итак, в данном случае мигранты - это люди, которые не имеют полиса ОМС. Они приезжают в Россию как легально, так и нелегально и, как правило, заболевают острой патологией. Мы не можем никому отказать в медицинской помощи, поэтому лечим их за счет московского бюджета, так как никакого другого источника для этих целей нет.
Кроме того, в последнее время растет популярность медицинского туризма. К примеру, множество женщин приезжает в Москву рожать. Это жительницы Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Они приезжают в конце срока, когда у них уже практически начинаются схватки, поэтому у нас не остается никакого другого выхода, кроме как оплатить их лечение.
Все это вместе обходится городскому бюджету в крупную сумму - около пяти миллиардов рублей в год. Всего Москва тратит на здравоохранение примерно 250 миллиардов рублей ежегодно. Должен сказать, что на социальную сферу сегодня тратится большая часть столичного бюджета - около 53 процентов.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".