04.10.2012 00:10
Культура

Камерный музыкальный театр поставил "Холстомера" по повести Толстого

Камерный музыкальный театр поставил "Холстомера"
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5901)
Новую оперу Владимира Кобекина "Холстомер" по повести Льва Толстого представили на открытие 41-го сезона Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. Постановку осуществили режиссер Михаил Кисляров, дирижер Владимир Агронский.
Читать на сайте RG.RU

Композитора Владимира Кобекина уже называют "современным Верди", подразумевая количество написанных им опер - два десятка - и умение попадать во вкусы аудитории. Рассчитанный маневр композитора - узнаваемое интонационное поле, в котором слышны реминисценции Стравинского и Шостаковича, Прокофьева, фольклора, песен, романсов, ритмов джаза и рока. Микстовая ткань, сориентированная на слуховую практику публики.

Как результат, "Холстомер" - шестая опера Кобекина, поставленная на сцене Камерного театра. Кобекин перевел толстовский экзистенциальный монолог "старого мерина" в партитуру, в которой семь сольных партий, а в авторский текст попали интонации петрушечного лубка Стравинского, балетных адажио Прокофьева, есть отсылы к арии Кутузова, к романсам, к французской песенке в духе Графини Чайковского, которую распевает на ломаном русском языке любовница князя Серпуховского Матье (Екатерина Большакова). Режиссер Михаил Кисляров из этого музыкального "калейдоскопа" создал сценически виртуозное действо, в котором смешались люди, кони, ржанье, топот, танцы с "коленцами", лацци (когда конюх Тарас - Павел Паремузов - ловит под свои куплеты "блоху"), "житие" Холстомера - от рождения до смерти, человеческие истории - любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала.

На сцене - пустое пространство - "конюшня" с нависшим "техническим" потолком и убегающим в зрительный зал боковым помостом, где разминают ноги "лошади" табуна. Кобылки - хористки с накладными конскими хвостами, в мини-юбках и кожаных аксессуарах. Драйв разминки переходит в сложно движущиеся групповые мизансцены, лошадиные облачения за секунды превращаются в наряды масленичной толпы, алое полотнище, играющее в духе Петрова-Водкина, глухо накрывает любовную мизансцену князя (Игорь Вялых) и Матье. Главный герой у Кобекина - баритон, но в спектакле Холстомеров два (Алексей Морозов и Александр Полковников): старик в ободранной лоскутной холстине, квинтэссенция изгойства, тревожности, тихого вопля души, и молодой - в пятнистом трико под "фавна" Нижинского, рождающийся, бурлящий энергией, пропускающий через себя все перипетии повествования. Дважды публику ослепляет вспышка - когда жеребца кастрируют по приказу норовистого Генерала (Герман Юкавский) и когда Тарас перерезает старому мерину глотку, и тот истекает кровью. На сцене от этого должно мутить. Но у Кобекина в оркестре начинается длительное "просветление", изливаясь потоками мелодраматизма. В эту же точку бьет и финал, выбрасывающий на сцену родившегося нового пегого "жеребца". Будущего мерина. Иллюстрация расхожей мудрости: все движется по кругу. Как на манеже.

Музыкальный театр