Аэробус А320 c 35 пассажирами, включая 17 россиян, летевших с детьми, вылетел из Внуково в 15.26 по московскому времени. Это был еженедельный чартерный рейс авиакомпании Syrian Air. В пресс-службе аэропорта сообщили, что "отправка борта прошла нормально, никаких инцидентов не было". Однако в воздушном пространстве Турции к самолету приблизились два самолета F-16.
Один из турецких истребителей ( позывные - "Копье") по радиосвязи потребовал от пилотов изменить курс и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом с Анкарой. Как утверждал глава МИД Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация, полученная от разведслужб о том, что на борту лайнера находится военное оборудование.
Руководитель турецкого внешнеполитического ведомства объяснил решение посадить аэробус нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через турецкое воздушное пространство. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым уточнил, что "средствам гражданской авиации, совершающим регулярные рейсы, запрещено перевозить грузы, имеющие военное назначение". Для перевозки таких грузов необходимо за 10 дней до полета получить от турецкой стороны разрешение".
После посадки самолет поставили в специальный ангар. Обыск продолжался пять часов и проходил в присутствии представителей Национальной разведывательной организации Турции, Управления безопасности, министерства иностранных дел и Генерального штаба. Затем Турция дала разрешение на вылет А-320 в Дамаск. Однако власти объявили об аресте найденного на борту груза. Между российскими и турецкими представителями возник спор относительно того, имеют ли право турецкие службы вскрывать груз. Официальных разъяснений на этот счет пока нет. По версии газеты "Хюрриет", на борту находились шесть больших опечатанных контейнеров. Внутри каждого в свою очередь было по четыре коробки. В сопроводительных бумагах на груз было указано, что это переговорные устройства военного назначения. По данным газеты, в контейнерах перевозились системы создания активных радиопомех, коммуникационное оборудование и запасные части, некоторые из которых могут использоваться при производстве ракет. В Анкаре уверены, что груз предназначался сирийскому режиму. По данным телеканала ТГРТ, якобы обнаружены документы, подтверждающие это.
В Москве, в свою очередь, заявили, что никакого оружия на борту самолета быть не могло. Об этом "Интерфаксу" рассказал высокопоставленный представитель одной из структур, занимающихся экспортом вооружений. Он напомнил, что Россия не приостанавливала военно-техническое сотрудничество с Сирией, а значит, если есть необходимость поставить какое-то вооружение, это делалось бы установленным порядком, "а не нелегальным путем, тем более с использованием гражданского борта".
Инцидент прокомментировал и официальный представитель российского МИД Александр Лукашевич. Он выразил обеспокоенность тем, что "в этой нештатной ситуации была поставлена под угрозу жизнь и безопасность пассажиров, среди которых находились 17 российских граждан". При этом турецкая сторона не проинформировала посольство России в Анкаре об их нахождении на борту. Российским дипломатам стало об этом известно только из сообщений электронных СМИ. Кроме того, Лукашевич подчеркнул, что "турецкие власти без объяснения причин и в нарушение двусторонней Консульской конвенции отказали дипломатам во встрече с нашими гражданами, которых в течение 8 часов не пропускали в здание аэропорта, только изредка разрешая им спуститься из самолета на летное поле".
Турецкая пресса сообщает, что один из членов экипажа самолета Ширин Азиз рассказал российскому телеканалу Russia Today, что четырех человек из самолета заставляли подписать какие-то бумаги, при этом применяя физическое воздействие. Двое из них были пассажирами, а двое - членами экипажа. Что было в этих бумагах, неизвестно, однако, по словам Азиза, людей, видимо, заставляли подписать документы о том, что турецкие военные не принимали участия в инциденте. Одна из пассажирок, Фатима Эль-Саман, рассказала Russia Today, что турецкая сторона пыталась скрыть участие военных самолетов в операции, желая выставить все как экстренную посадку. По ее словам, именно таково было содержание бумаг. Женщина также рассказала, что многие видели содержание вскрытых контейнеров. По ее словам, очевидно, что никакого оружия и ракет там не было, лишь какие-то запчасти. Эль-Саман также рассказала, что к пассажирам относились так, как будто их просто не существует. Никто ничего не объяснял. О причинах принудительной посадки, видимо, даже экипаж долго ничего не знал.
У министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу другая версия. По его словам, с путешественниками, напротив, обходились гостеприимно и покормили. Он также высказал мнение, что инцидент не окажет негативного влияния на отношения его страны с Россией, и возложил ответственность за незаконные действия на страну - владельца самолета.
Обыск гражданского самолета стал очередной главой в разгорающемся противостоянии между Турцией и Сирией. Отношения двух стран резко обострились на прошлой неделе, когда произошел артиллерийский обстрел турецкого уезда Акчакале с сирийской территории. Тогда погибли пять человек, 11 получили ранения. Ответом Турции стало предоставление парламентом правительству годичного мандата на проведение трансграничных военных операций, в том числе в отношении Сирии. Впрочем, правительство заявило, что пока не воспользуется своим правом. Однако после инцидента с самолетом МИД Турции распорядился не использовать сирийское воздушное пространство для полетов турецкой гражданской авиации. Кроме того, вчера вооруженные силы Турции были приведены в состояние повышенной готовности. В свою очередь министр транспорта Сирии Махмуд Саид назвал действия Турции "вопиющим нарушением норм международного воздухоплавания" и "воздушным пиратством".
Риад Хежази
Мария Шатиа
Светлана Меркоуров
Манада Шафаа (с ребенком)
Талмасани Лаит (несовершеннолетний)
Джухадар Мажди
Алькхадхаме Самир
Ольга Топтчан
Коуреа Самир
Бостани Мохамад
Хамидех Саид
Эль-Саман Фатима (с 3 детьми)
Саман Басель
Эид Самех
Фаравати Фади
Салех Язан
Сафар Бахаалдин
Таршахани Аладдин
Абузарад Мохамад
Бакир Нартх
Хадри Аммар