16.10.2012 00:40
Digital

Качество российских стартапов с каждым годом растет

Качество отечественных стартапов растет год от года
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Инновации: №39 (868)
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) подвела итоги реализации проектов, победивших на Всероссийском конкурсе по поддержке высокотехнологичных инновационных молодежных проектов. Организаторы отмечают качественное изменение проектов по сравнению с предыдущим конкурсом. Серьезнее стала прорабатываться экономическая и финансовая составляющие, бизнес-планы.
Читать на сайте RG.RU

- Рынок в целом становится более зрелым, предприниматели становятся все более образованными, в том числе с точки зрения работы с инвестиционными проектами. База знаний растет, знаниями делятся коллеги, интернет-сообщество наполняется информацией об опыте реализации подобных проектов. Это позволяет более грамотно оценивать свои идеи и правильно их подавать инвестору. Роль государства - не мешать, создав равные рыночные условия для всех, рынок сам решит - что жизнеспособно, а что нет, - полагает Андрей Панагушин, вице-президент по работе с ключевыми клиентами группы компаний MAYKOR.

Трудно не заметить, что отечественная индустрия инноваций взрослеет. Постепенно начинают работать механизмы поддержки инноваций и инноваторов, как частные, так и государственные.

- Ставшее более доступным и понятным финансирование перспективных проектов привлекает талантливых людей, которые готовы бороться за свое место под солнцем, отстаивая и дорабатывая свой проект до рабочих прототипов и моделей. В результате открытая конкуренция вызвала качественный рост уровня проектов, которые ориентируются уже не на абстрактное технологическое первенство, а на вполне конкретные коммерческие перспективы, - полагает Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ.

Именно эта практичность и ценится западными инвесторами, которые всерьез присматриваются к инновационной среде России. За рубежом в отборе инновационных проектов активно участвуют не только государственные и частные фонды, но и корпорации, постоянно находящиеся в поисках новых технологий для улучшения бизнес-процессов. Это заметно и по результатам конкурса. В инвестиционном портфеле победителей преобладают предложения в основном от зарубежных компаний (81%), российские государственные и коммерческие структуры пока в меньшинстве - 19%.

По мнению директора по развитию бизнеса группы компаний CUSTIS Максима Михалева, это связано со сложившимся за последние 20 лет стереотипом, что качественная IT-разработка может быть только на Западе. При этом часто забывают, что многие ныне успешные западные компании основаны выходцами из России. А западные инвесторы это как раз хорошо понимают.

- Рынок отечественных инвесторов еще не так зрел, чтобы преобладать в венчурном инвестировании даже внутри страны. Да и стоимость инвестиционных капиталов для российских инвесторов выше, чем для иностранных. Технологически мы пока также отстаем. Кроме того, мы не так восприимчивы к инновационным идеям ментально, - убежден Андрей Панагушин.

Правда, качественных инновационных проектов не хватает как в России, так и за рубежом, уверен Николай Колпаков, исполнительный директор Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора: "Менталитет западных инвесторов в большей степени ориентирован в сторону инновационного бизнеса. Многие российские инвесторы не готовы вкладывать в инновации, в большинстве случаев этот процесс можно охарактеризовать как дача в долг. На Западе существует целая культура инвестирования в инновационные проекты. Российские инновационные компании зачастую опасаются отдавать контрольный пакет в уставном капитале взамен на инвестиции, в то время как на Западе это считается нормой и даже приветствуется. Так как инвестор содействует всеми возможными ресурсами в развитии проекта, это могут быть качественные специалисты, производственные площади, связи и недостающие компетенции".

Над тем, чтобы переломить ситуацию, когда в инвестиционном портфеле преобладают предложения в основном от зарубежных компаний, активно работает Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). При ассоциации сформирована рабочая группа по инвентаризации законодательства в научной и инновационной сферах. "Чтобы стимулировать появление технологических проектов на рынке, необходимо объединить компании и учебные заведения, которые работают на прорыв и на будущее, готовят специалистов, востребованных рынком, создают те самые технологии и продукты, которые могут обеспечить технологический прорыв. Для этого стране необходим механизм консолидации усилий для решения основных вопросов развития науки и образования, привлечения инвестиций, развития инвестиционных проектов с привлечением федеральных институтов, совершенствования законодательства", - говорит Оксана Козловская, председатель Законодательной думы Томской области, глава комитета по законодательству АИРР.

В плане доли успешных проектов от всего потока новых проектов мы вряд ли серьезно отойдем от мировых стандартов, когда из 10 проектов только 1 оказывается перспективным и прибыльным. Текущая структура инвесторов, когда преобладают иностранцы, вполне объяснима, и для этого есть ряд причин. В России еще не сложилась каста профессиональных венчурных инвесторов. "У потенциальных потребителей инвестиций есть предубеждение, что с нашими отечественными инвесторами опасно иметь дело, могут увести перспективные идеи или захватить контроль над бизнесом, все-таки бизнес у нас зачастую ведется по понятиям, а не по принципам. Ну и плюс просто недостаток собственных средств в России для длинных и высокорискованных инвестиций", - считает Олег Щапов, генеральный директор компании CTI.

Рыночные перспективы во многом зависят не только от самой идеи, но и от работы реализующей ее команды. В любом случае рано или поздно количество переходит в качество. "Народ в России неглупый и быстро совершенствуется, продолжает Олег Щапов. Сейчас как раз настало то время, когда повышение профессионализма инноваторов начинает приносить плоды в плане подготовки и проработки инвестиционной документации. Если раньше инноваторы в силу отсутствия опыта делали основные акценты на инновационной составляющей, то сейчас помимо новизны все понимают, что нужно объяснить, как инновация позволит заработать ее собственнику и потенциальному инвестору деньги. Впрочем, большое количество появившихся в последнее время IT-стартапов говорит о том, что с идеями у нас тоже все хорошо, потенциал есть. И многие из них обладают хорошими рыночными перспективами.

- Не секрет, что большая часть IT-рынка поделена между крупными корпорациями, что, с одной стороны, означает, что новым небольшим компаниям сложно соревноваться с их рыночной властью, с их бюджетами на НИОКР. С другой стороны, чем крупнее компания, тем больше она стремится не к освоению новых рубежей, а к защите старых. В этой ситуации небольшая компания, будучи гибкой, мобильной и быстрой в принятии решений, может легко найти себе нишу с высоким потенциалом и успешно в ней вырасти, - думает Максим Михалев.

- В России главная проблема не в том, чтобы придумать идею - с талантами у нас все в порядке, а в том, чтобы ее вывести на рынок, сделать из идеи качественный коммерческий продукт. Таких примеров мало, - заявляет Степан Масленников, вице-президент по развитию и инновациям ГК ЛАНИТ. - И во многом это связано с неправильным налогообложением, которое выгодно сырьевым компаниям, но абсолютно не способствует развитию инноваций в России.

Большую роль в качественном росте инновационных проектов играют институты развития, так как они создают максимально благоприятные условия развития инновационной среды, предоставляя для этого как ресурсы, так и обеспечивая компетенциями. Молодое поколение начало понимать, что любой бизнес - это не только сама гениальная идея, "а дальше все само как-то сложится", но и хорошая подготовка и планирование, а уже потом - реализация. "Я думаю, новые проекты будут востребованы и в России, и за рубежом. Мир изменился, новейшие технологии дают возможность разворачивать, например, необходимую информационную инфраструктуру очень быстро: интересные проекты могут выстреливать очень быстро", - полагает Александр Василенко, глава представительства компании VMware в России и СНГ.

Комментарии

Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner:

Инновационное развитие — это тренд, который запустило наше правительство 5-7 лет назад. Теперь стало модно и незазорно инициировать создание новых технологических компаний, повышать их инвестиционную привлекательность, выводить на российский и международный рынки и способствовать развитию культуры предпринимательства в целом. Большую роль в увеличении числа инновационных проектов в РФ сыграли конкурсы. Любые проекты, которые приносят что-либо новое, обладают перспективами. Главное, чтобы за ними стояли сильные команды, предприниматели, которые хотят работать, у которых горят глаза.

Культура предпринимательства развита за рубежом намного сильнее, поэтому и зарубежные инвесторы инвестируют охотнее своих. Кроме того, не стоит забывать и о факторе оффшоров и зарубежных филиалов: российские компании, которые сами ведут бизнес за рубежом, могут вкладывать свои же деньги в России и разработки здесь, но из-за официальной регистрации в другой стране такие инвесторы будут рассматриваться как международные.

Максим Каманин, генеральный директор инновационной компании Displair:

Отмеченную НАИРИТ тенденцию роста качества проектов-конкурсантов можно распространить на всю инновационную сферу в России. Во многом это обусловлено развитием инфраструктуры и активной пропагандой моды на инновации. Кроме того, секрет успеха новых идей и технологий кроется не только в качестве исследований, но и в грамотном маркетинге и «упаковке» проектов. Это то, чему наши молодые ученые пока только учатся - быть предпринимателями. Как следствие, проекты становятся все более жизнеспособными на рынке и привлекательны для инвесторов. Тем не менее, в наши проекты пока готовы вкладываться преимущественно зарубежные лица и компании. Нашими первыми инвесторами были иностранцы. Преобладание западных компаний в инвестиционном портфеле обусловлено нашим менталитетом в экономике. Несмотря на то, что каждый проект потенциально может дать быстрый и десятикратный рост капитала, выстреливает один из десяти и общий уровень дохода от венчурной деятельности в целом не сулит сверхприбылей. В силу понятных рисков, увы, не многие в России согласны вкладывать свои деньги в инновации. А если и согласны, то требуют большие проценты за сравнительно небольшие суммы, стремятся выкупить максимальную долю проекта на ранней стадии, пока он еще дешев. Но это не интересно самим инноваторам. И если IT сфера еще пользуется популятрностью в силу того, что ее экономический цикл ускорен в 3 раза, то изобретения и инновации для реальнго сектора экономики пока не очень востребованы, так как несут много рисков и требуют значительных затрат наравне со сравнительно долгим ожиданием первой прибыли. Не говоря уже о глобальных космических разработках, в которых результата раньше чем лет через 10 не жди. Здесь пока основная надежда на государственные программы поддержки.

Екатерина Булычева, заместитель исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России:

Проекты становятся качественнее. Но это палка о двух концах: с одной стороны, просто появляются «профессиональные заявители». У них даже есть свое название – «грантоежки». Это люди, профессионально и очень достойно готовящие документы, бизнес-планы, заявки. Если тебе внятно, качественно и очень убедительно рассказывают историю - велики шансы в нее поверить! Но это общемировая проблема, думаю, что именно из нее берет корни венчурная формула «вложил в десять проектов, заработал на одном». Не всегда такие заявители заинтересованы вывести на рынок новый продукт, часто ключевая цель - само финансирование. Что, кстати, тоже неплохо, развивается сегмент в целом, растет количество специалистов и так далее. Важно соотношение реальных заявок и «грантоежек», инновационная экосистема должна работать на снижение количества последних. Но одновременно стало расти качество и реальных заявок. В этом, конечно, огромная заслуга институтов развития.

Первый вопрос, который задают разработчикам западные инвесторы - "почему в вас не вкладывают российские деньги?". Это всегда играет против наших компаний - если в тебя не верят и не поддерживают свои же, местные инвесторы, можно ли тебе в принципе доверять? Технологий отдельно от людей не бывает. Не думаю, что российские разработки финансируются больше западными компаниями, чем российскими, но могу назвать факторы, которые тормозят развитие сектора инвестиций в высокотехнологичный и инвестиционный сектор в России. Во-первых, Россия - не лидер на финансовом и инвестиционном рынках, мы всегда догоняем мировые тренды, и в этом случае тоже. Во-вторых, российскому бизнесу не свойственен риск, наверное из-за общей малопредсказуемой ситуации, нужно его снижать хотя бы там где это возможно. В итоге, даже венчурный бизнес в России работает не по венчурной модели: инвестор рассчитывает получить прибыль от каждого проинвестированного проекта, а не от 1 из 10. Это здорово влияет на процедуры оценки проектов и решения о финансировании. И, наконец, самое печальное - российский инвестор буквально считает, что вкладывать в российские разработки "не круто", мы с этим часто сталкиваемся на практике, но этот тренд, кстати, сломать проще всего.

Андрей Гнездилов, заместитель губернатора Красноярского края – зампред правительства Красноярского края, руководитель Комитета по инвестициям АИРР:

Проблема подготовки качественных бизнес-планов продолжает оставаться актуальной. Это объективный барьер для малых предприятий, стартапов, испытывающих дефицит ресурсов, необходимых для должного финансового планирования. В тоже время с развитием инфраструктуры, появлением бизнес-инкубаторов, где предприниматели могут получить бесплатные консультации, заметно увеличилось количество проектов, получающих внушительные гранты. Разумеется, это показатель улучшения ситуации, потому что в заявке на грант главная составляющая - бизнес-план. Сегодняшние проекты обладают хорошими рыночными перспективами. Каждый из них уникален. И перспективы у всех разные. Одни направлены на создание новых рынков, другие на заполнение существующих ниш, третьи на удовлетворение спроса на инновации со стороны крупных инвесторов, четвертые на вытеснение с рынка зарубежных поставщиков. Ряду проектов не суждено будет завоевать потребителей. Естественный отбор - это обязательная составляющая внедрения инновационных решений, тест на пригодность.

Технологии Инновации