22.10.2012 00:09
Культура

Фильм "Ограбление казино" с Брэдом Питтом выходит в прокат

"Ограбление казино" в России опередило Америку
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (5916)
На экранах - австралийский фильм Killing Them Softly (в российском прокате он назван без затей: "Ограбление казино"). В нем новозеландский режиссер Эндрю Доминик воссоединился с Брэдом Питтом, которого пять лет назад снял в знаменитом теперь гангстерском эпосе "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса".
Читать на сайте RG.RU

Доминик балдеет от старого гангстерского кино. Его пристрастия - классика жанра. В новой картине он берет годы последнего мирового экономического кризиса (уход Буша - приход Обамы) и использует их как повод для фильма в стиле времен Великой Депрессии. Даже в качестве фоновой музыки, льющейся из автомобильного приемника, использует сладчайшие хиты 20-х годов. Для контраста кровавым событиям и для того, чтобы ни у кого не было сомнений в стилевой перекличке эпох.

Сценарий по роману Джорджа Хиггинса он написал сам - полагаясь на звездный состав актеров и потому не чураясь длиннейших и, надо сказать, весьма колоритных диалогов (по традиции они сильно проиграли в дубляже). Диалоги - звездный час актеров, немногие, но ударные сцены "экшн" - триумф отточенной и азартной режиссуры. Доминик великолепно чувствует форму и ритм, досконально знает самые чувствительные струны любителей жанра и умело на них играет, чуть перебирая по части космического хруста сокрушаемых челюстей.

Название картины тоже должно возбуждать ностальгические воспоминания о временах расцвета классических голливудских жанров: Killing Me Softly with His Song - нежнейшая любовная песня Чарльза Фокса, ставшая одним из опознавательных знаков 70-х. Наши прокатчики, увы, проявили традиционную для них глухоту, предпочтя лирике тупой стандарт, способный только отвратить от картины.

Фильм кажется подробным, и действие развивается скорее неторопливо, но при этом каким-то чудом возникает ощущение бешеной динамики, так что картина просвистывает у вашего виска за каких-то 90 минут, став на сегодняшнем велеречивом экране одним из рекордсменов краткости.

Судьба картины складывается необычно: фильм любимого в Америке жанра не спешат выпустить на американские экраны.

Сюжет крутится вокруг не слишком шикарного казино, на которое, обтянув голову положенными жанру чулками, нападают мелкие воришки. Питт появляется далеко не сразу и по метражу отведенных ему эпизодов вообще не кажется главным героем. Но его Коган - главный по роли, которую он играет в сюжете. Его нанимают, чтобы навести порядок. И если местные ублюдки умеют только расквашивать морды в месиво, то его принцип - работать красиво и убивать мягко. Поэтому сцена первого убийства аранжирована как мгновение, которое остановилось, потому что оно прекрасно. Так, рапидом, снимают дельфинов, вздымающихся над водной гладью. Вспухает, мутнеет и рассыпается на облако летящих зеркалец автомобильное стекло. Кувыркается в воздухе смертоносная пуля. Голова жертвы вдруг окрашивается нежнейшим закатным багровым маревом. И есть во всем этом некая ирония режиссера над любимым жанром и его любимыми приколами.

Очень хороши все партнеры Брэда, среди которых практически нет женщин - фильм обошелся без любви гангстера к певичке кабаре или девственно чистой проститутке. Среди партнеров - Джеймс Гандолфини и Рэй Лиотта, которого по ходу дела и превращают в скоблянку. Возможно, я что-то недооценил: не принадлежу к поклонникам жанра, но это мои проблемы. Мне казалось, что картина может взять в Канне приз за режиссуру - но я ошибся: приз ушел Карлосу Рейгадасу - решение, по-моему, скорее политическое и в любом случае субъективно вкусовое.

Судьба картины складывается необычно: фильм любимого в Америке жанра, пусть и с лукавым уклоном в "нуар", не спешат выпустить на американские экраны. Несмотря на высокую честь представлять этот жанр на самом престижном кинофестивале мира - Каннском. "Ограбление казино" в России выходит на месяц раньше, чем в США, и это дурное предвестие для фильма: значит, кто-то в Америке сомневается в его способности взять кассу. Или просто - не терпит насмешки над "священной коровой".

Мировое кино