Доминик балдеет от старого гангстерского кино. Его пристрастия - классика жанра. В новой картине он берет годы последнего мирового экономического кризиса (уход Буша - приход Обамы) и использует их как повод для фильма в стиле времен Великой Депрессии. Даже в качестве фоновой музыки, льющейся из автомобильного приемника, использует сладчайшие хиты 20-х годов. Для контраста кровавым событиям и для того, чтобы ни у кого не было сомнений в стилевой перекличке эпох.
Сценарий по роману Джорджа Хиггинса он написал сам - полагаясь на звездный состав актеров и потому не чураясь длиннейших и, надо сказать, весьма колоритных диалогов (по традиции они сильно проиграли в дубляже). Диалоги - звездный час актеров, немногие, но ударные сцены "экшн" - триумф отточенной и азартной режиссуры. Доминик великолепно чувствует форму и ритм, досконально знает самые чувствительные струны любителей жанра и умело на них играет, чуть перебирая по части космического хруста сокрушаемых челюстей.
Название картины тоже должно возбуждать ностальгические воспоминания о временах расцвета классических голливудских жанров: Killing Me Softly with His Song - нежнейшая любовная песня Чарльза Фокса, ставшая одним из опознавательных знаков 70-х. Наши прокатчики, увы, проявили традиционную для них глухоту, предпочтя лирике тупой стандарт, способный только отвратить от картины.
Фильм кажется подробным, и действие развивается скорее неторопливо, но при этом каким-то чудом возникает ощущение бешеной динамики, так что картина просвистывает у вашего виска за каких-то 90 минут, став на сегодняшнем велеречивом экране одним из рекордсменов краткости.
Сюжет крутится вокруг не слишком шикарного казино, на которое, обтянув голову положенными жанру чулками, нападают мелкие воришки. Питт появляется далеко не сразу и по метражу отведенных ему эпизодов вообще не кажется главным героем. Но его Коган - главный по роли, которую он играет в сюжете. Его нанимают, чтобы навести порядок. И если местные ублюдки умеют только расквашивать морды в месиво, то его принцип - работать красиво и убивать мягко. Поэтому сцена первого убийства аранжирована как мгновение, которое остановилось, потому что оно прекрасно. Так, рапидом, снимают дельфинов, вздымающихся над водной гладью. Вспухает, мутнеет и рассыпается на облако летящих зеркалец автомобильное стекло. Кувыркается в воздухе смертоносная пуля. Голова жертвы вдруг окрашивается нежнейшим закатным багровым маревом. И есть во всем этом некая ирония режиссера над любимым жанром и его любимыми приколами.
Очень хороши все партнеры Брэда, среди которых практически нет женщин - фильм обошелся без любви гангстера к певичке кабаре или девственно чистой проститутке. Среди партнеров - Джеймс Гандолфини и Рэй Лиотта, которого по ходу дела и превращают в скоблянку. Возможно, я что-то недооценил: не принадлежу к поклонникам жанра, но это мои проблемы. Мне казалось, что картина может взять в Канне приз за режиссуру - но я ошибся: приз ушел Карлосу Рейгадасу - решение, по-моему, скорее политическое и в любом случае субъективно вкусовое.
Судьба картины складывается необычно: фильм любимого в Америке жанра, пусть и с лукавым уклоном в "нуар", не спешат выпустить на американские экраны. Несмотря на высокую честь представлять этот жанр на самом престижном кинофестивале мира - Каннском. "Ограбление казино" в России выходит на месяц раньше, чем в США, и это дурное предвестие для фильма: значит, кто-то в Америке сомневается в его способности взять кассу. Или просто - не терпит насмешки над "священной коровой".