Отраслевые эксперты полагают, что это может стать важной мерой поддержки местных производителей после вступления России во Всемирную торговую организацию.
Не умрем, но изменимся?
Создание технологических кластеров в разных регионах и отраслях - часть обсуждаемого на федеральном правительственном уровне плана адаптации российской экономики к условиям жесткой конкуренции с зарубежными производителями. Кластеры - своего рода кирпичики новой экономической системы, строительство которой, по идее, должно быть спровоцировано членством в ВТО. Проще говоря, чтобы выжить, отечественным производителям лучше объединиться. Точнее, скооперироваться.
Надо сказать, в СФО еще в 2007 году приняли межрегиональную инновационную программу "Сибирское машиностроение", решив наладить выпуск высокотехнологичной продукции для базовых отраслей экономики округа. За Кемеровской областью "закрепили" производство горно-шахтного оборудования. Кузбасские машиностроительные заводы, изучив потребности угледобывающих предприятий, готовы были производить для них продукцию. Но, по словам экспертов, всякий раз, как дело доходило до конкретных заказов и конкурсов, угольщики предпочитали иностранных поставщиков отечественным. А последние нередко и о торгах-то узнавали постфактум.
Словом, отечественное машиностроение и без ВТО давно существует в условиях жесткой конкуренции: пошлины для импортеров горно-шахтного оборудования в Россию с 2006 года не превышают пяти процентов. В итоге, по данным Кемеровской таможни, ввоз машин и оборудования в товарной структуре импорта региона за январь-сентябрь 2012 года превысил 73 процента, а экспорт едва дотянул до 0,7 процента. Доля машиностроения в экономике Кузбасса вот уже несколько лет не превышает трех процентов, тогда как еще двадцать лет назад отрасль обеспечивала до четырнадцати процентов ВРП. И теперь, если не принять меры не только на областном, но на федеральном уровне, ситуация может усугубиться.
По мнению директора Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергея Никитенко, вступление в ВТО чревато "вторжением" на российский рынок тех производителей горных машин, которые сюда пока еще не пришли. В качестве защитных мер ассоциация предлагает ввести институт территориального заказа (его доля должна быть не менее двадцати процентов) с публичным размещением и публичными же торгами, в которых бы местные производители участвовали наравне с зарубежными. А в основе, как предполагается, должен лежать механизм государственно-частного партнерства машиностроителей, горняков и органов исполнительной власти.
Инструменты развития
По словам председателя комитета по промышленной политике и развитию Ассоциации машиностроителей Кузбасса, начальника отдела департамента промышленности и предпринимательства обладминистрации Андрея Гребенникова, угольщики могли бы приобретать оборудование местного производства, но на таких же выгодных условиях, какие им предлагают зарубежные компании - в частности, с применением кредитных и лизинговых схем. И такие примеры есть.
В 2011 году компания "Объединенные машиностроительные технологии" (ОМТ), имеющая производственную базу в Киселевске, поставила на одну из шахт Ростовской области вы-емочный комбайн. Сама шахта ни за что не "потянула" бы такую сделку, не выступи покупателем лизинговая компания, которая потом сдала технику угольщикам внаем.
- Предоставлять заказчикам вместе с машинами варианты привлечения кредитных ресурсов, применять лизинговые схемы мы вынуждены еще и потому, что мировые цены и спрос на уголь сегодня снижаются, - говорит генеральный директор ОМТ Наталья Пономаренко. - Добывающие предприятия буквально по живому "режут" инвестиционные программы, утвержденные в начале года. Сокращают все в три-четыре раза, замораживают многие проекты и отказываются от покупки новой техники по уже подписанным контрактам (впрочем, это тенденция - не только российского рынка). Исключение составляет разве что оборудование для обогатительных фабрик, планы по строительству которых в Кузбассе огромные. Поскольку обогащение делает уголь более выгодным товаром, инвестиции в этот бизнес корректируются в самую последнюю очередь. Уголь как источник энергии никто не отменял, а его запасы позволяют нам строить оптимистичные прогнозы. К тому же мы активно развиваем ремонтное направление.
По мнению Андрея Гребенникова, в России было бы целесообразно создать лизинговую компанию на базе государственных кредитных организаций. Эта госкомпания должна стать инструментом развития внутреннего рынка горно-шахтного и горно-рудного оборудования. А отечественных (в данном случае кузбасских) производителей этого оборудования необходимо включить в список получателей федеральных субсидий на уплату процентов по займам, привлеченным в кредитных организациях страны. Предлагаемые меры поддержки, по мнению чиновника, помогут увеличить загрузку кузбасского машиностроения вдвое, довести налоговые поступления до миллиарда рублей в год и создать в отрасли десять тысяч новых рабочих мест.
Комплексный подход
Инвестиции нужны машиностроителям для модернизации производственных мощностей, внедрения современных информационных систем управления и новейших технологий. Но их нужно не просто приобрести, а еще и применять в соответствии с современными требованиями.
- В России машиностроение все-таки работало по принципу серийного производства: поставили на поток выпуск комбайна и выпускали его десятками экземпляров, - говорит первый заместитель гендиректора ОМТ, член научно-технического совета угольной промышленности при минэнерго РФ Владимир Добрыдин. - А уж шахтеры потом сами разберутся, приспособят технику под конкретные горно-геологические условия. Ведь не бывает в природе двух одинаковых участков недр, и каждый требует индивидуальных решений. Поэтому все машины мы проектируем индивидуально, предварительно изучая условия, в которых они будут работать. Наша стратегия в отношении заказчиков - комплексное решение их проблем. По этому пути идут уже многие производители. Уже начала складываться кооперация: мы делаем металлоконструкции, поставляем системы управления для, казалось бы, наших прямых конкурентов - Юргинского машиностроительного завода, размещаем заказы на Калтанском машзаводе, предлагаем в составе наших комплексов продукцию "Анжеромаша". Мы понимаем, что конкурентов в России у нас быть не может, что лучше всем вместе заработать десять рублей, чем отдельно по двадцать копеек.
Высокие технологические решения невозможны без современной конструкторской базы и квалифицированных кадров. В состав кузбасских машиностроительных холдингов входят предприятия, расположенные за рубежом, что открывает доступ к интеллектуальным ресурсам. Та же ОМТ, имеющая актив в Германии, осваиваемой сегодня американскими производителями тяжелой техники, "подбирает" там носителей технологических, конструктивных решений и, создав собственные конструкторские бюро на базе двух бывших российских проектных институтов, вкладывают средства в обучение молодых специалистов.
В то же время, по словам Натальи Пономаренко, наиболее остро сегодня стоит проблема квалифицированных кадров среднего звена, несмотря на тес-ные связи компании с учреждениями профобразования. Заинтересовать юное поколение даже возможностью зарабатывать хорошие деньги в реальном секторе экономики пока практически не удается. Без государственной программы эффективных мер по повышению престижа рабочих профессий не обойтись.
Справка "РГ"
За восемь месяцев 2012 года предприятиями машиностроения в Кемеровской области произведено продукции на сумму 35,8 миллиарда руб-лей, что на 25 процентов больше соответствующего периода 2011-го. Индекс производства составил: машин и оборудования - 110,5 процента, электрооборудования - 93,1, транспортных средств - 140,6 процента. Численность работающих в отрасли - 35 тысяч человек.