Это свое предложение он озвучил в программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" на телеканале "Россия", где разговор шел об участившихся авариях на дорогах и решении связанных с этим проблем.
Он предложил провести такой эксперимент в четырех регионах: "Мы предлагаем для Москвы и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в качестве эксперимента ввести меру, по которой в случае происшествия ДТП не вызываются сотрудники ДПС. Без какого-либо лимита". Участникам ДТП будет предложено, по словам Шувалова, самостоятельно протоколировать аварию, фиксируя все на видеокамеру или сотовый телефон. При этом участники ДТП должны свидетельствовать совместно, что такая авария произошла. "Уже потом можно будет разбираться со страховой компанией. Я считаю, что этот эксперимент будет успешным и по прошествии определенного времени будет распространен на всю страну", - заявил Шувалов.
Огромное количество пробок создают на дорогах мелкие аварии. Поцеловались бамперами две машины - и в течение нескольких часов стоят и ждут экипажа ГИБДД, который бы эту аварию оформил. Мелкие ДТП, в которых нет пострадавших, составляют на сегодняшний день более 90 процентов из всех аварий.
Решить эту проблему может так называемый европротокол - оформление аварии без вызова ГИБДД. Водители сфотографировали происшествие, съехали на обочину, заполнили извещение о ДТП, нарисовали схему и разъехались. Потом передали заполненные извещения каждый в свою страховую компанию.
Сейчас для такого оформления стоит множество условий: в аварии участвовали только два транспортных средства, у обоих водителей имеются действующие полисы обязательного страхования автогражданки, нет пострадавших, оба водителя согласны с обстоятельствами аварии (не с тем, кого считать виноватым, а именно с тем, как произошло ДТП) и максимальная сумма повреждений не превышает 25 тысяч рублей.
Европротокол развивается в России уже несколько лет. Но на сегодняшний день только 6 процентов из всех выплат страховых компаний приходятся именно на выплаты по европротоколу.
Подготовленный министерством финансов законопроект об увеличении лимита этой выплаты до 50 тысяч рублей, чтобы увеличить привлекательность быстрого оформления аварий, уже более года дорабатыватеся. На днях его в очередной раз будут рассматривать в правительстве, перед внесением в Госдуму.
Вопрос об оформлении аварий без ГАИ поднимался на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которую возглавляет Игорь Шувалов. Тогда было дано задание страховщикам разработать систему для четырех регионов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, по которой можно было бы освободить водителей от долгого ожидания приезда сотрудников ГИБДД на место мелкой аварии.
И страховщики разработали свои рекомендации по этому вопросу. Можно оформлять такие аварии без ГАИ и без ограничения выплат (но не более максимальных сумм, предусмотренных законом об ОСАГО), но только в том случае, если оба транспортных средства будут оборудованы спутниковыми системами, которые достоверно определяют место происшествия. И видеорегистраторами, которые позволят установить, что произошло.
Всем остальным придется все-таки ожидать ГИБДД. .
Тогда получится следующая картина: столкнулись два автомобиля на МКАДе. Один из Смоленской губернии, другой из Воронежской. Если авария соответствует всем условиям - они могут сами оформить происшествие на месте и разъехаться, несмотря ни на какие ограничения по суммам. Если в Тверской губернии не поделили дорогу москвич и петербуржец, им нужно уже учитывать ограничения на выплату.
Кстати, страховщики зачастую отказывают в выплатах по европротоколу из-за "отсутствия достоверных данных о ДТП". Один участник происшествия (тот, который считает себя пострадавшим) принес страховщику извещение о ДТП. А другой, который предполагает себя виновным, к своему страховщику не пошел и на звонки не отвечает. Поставить любую закорючку в извещении - проблем не составляет.
Таким образом не удается даже установить сам факт аварии. Пострадавший остается при своем разбитом корыте, а виновник избегает ответственности. Именно поэтому эта услуга у нас не популярна. И именно поэтому страховщики готовы ее рассматривать, только при наличии всех вышеуказанных систем.
Есть еще одна проблема: у одного из участников ДТП на руках договор КАСКО. Тут в любом случае придется ждать ГАИ. КАСКО европротокола не предусматривает.