Такое чудо техники появилось наконец на свет. Пока, правда, только в двух экземплярах. Но ведь это лишь начало. Один из опытных образцов прибыл в выставочный центр Крокус-Экспо, где и был представлен широкой публике в рамках VIII Международного автотранспортного форума.
"Гибриду" дали имя "Витовт", он - зримый результат тесной интеграции белорусского холдинга "Белкоммунмаш", российского электротехнического концерна "Русэлпром" и компании "ТрансМашГрупп".
Белорусы сконструировали собственно сам автобус - корпус, салон, шасси, а россияне установили на него силовую гибридную установку отечественной разработки.
- Кто-то может подумать, что все было просто, - рассказывает обозревателю "СОЮЗа" официальный представитель "Русэлпрома" Сергей Байда.- Дескать, мы привезли свой двигатель в Минск, а наши партнеры просто поставили его на свой автобус. Нет. "Витовт" - принципиально новая модель. Конечно, и у нас, и у белорусов имелись собственные разработки, но в данном случае нам пришлось подстраиваться под специфику друг друга. Словом, шли параллельными курсами: они делали автобус под наш двигатель, а мы комплект тягового электрооборудования - генератор, двигатель, силовую электронику для управления ими, управляющую электронику - под их автобус.
Сергей Викторович подводит меня к "Витовту":
- Вот он - результат нашей совместной двухлетней работы...
У "Витовта" яркий современный дизайн, просторный салон, в котором можно разместить 29 пассажирских кресел. В час пик, если ехать стоя, здесь могут поместиться более 80 человек.
Водительская кабина очень просторная и комфортная. Я не отказал себе в удовольствии, пожалуй, первым из российских журналистов посидеть за рулем "Витовта".
Как человек с большим шоферским стажем могу лишь порадоваться за будущих водителей "гибрида" - здесь очень удобно. Откидывающиеся подлокотники, мягкое пневмокресло, которое, как и руль, регулируется по высоте, глубине и углу наклона. Из кабины отличный обзор, огромная "баранка", автоматическая коробка скоростей...
Как мне рассказали, автобус оснащен системой CAN - новейшим автоматическим контролером за техническим состоянием узлов и агрегатов. Все жизненно важные параметры их функционирования отображаются на большом цветном дисплее над головой водителя. А еще автобус может... приседать. Для увеличения проходимости его кузов сконструирован так, что способен опускаться или подниматься почти на 10 сантиметров.
Расскажу немного и о силовой установке российского производства.
Это так называемый дизель-электрический привод, который работает по такому принципу: дизель приводит в движение не только сам автобус, но и вращает электрогенератор, который, в свою очередь, подает ток и на тяговый электродвигатель, и на зарядку аккумуляторов. По расчетам специалистов, такая силовая установка снижает объем вредных выбросов в атмосферу в 10 раз по сравнению с обычным дизельным мотором.
Я поинтересовался у Сергея Байды, насколько удобно россиянам было работать с белорусскими партнерами?
- Очень комфортно,- ответил он. - Не могу припомнить каких-то серьезных разногласий или трений между нами.
Все познается в сравнении, поэтому я поинтересовался, на какую ступеньку в линейке западных аналогов встанет новый автобус?
- "Витовту" еще предстоит государственная сертификация, - говорит Сергей Байда,- но уже сейчас можно сказать, что мы находимся на уровне если не лучших, то очень хороших зарубежных аналогов. Надеемся, что после сертификации автобус пойдет в серию и будет способен создать конкуренцию (по соотношению цена/качество) не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
К сказанному следует добавить, что данный вид сотрудничества россияне ведут не только с "Белкоммунмашем", ареал его значительно шире. Среди белорусских партнеров числятся Минский тракторный завод, Минский автозавод, Минский завод колесных тягачей и Минское предприятие "Амкодор". Это означает, что в скором времени на дорогах Союзного государства появятся другие "гибриды".
...Результат российско-белорусского сотрудничества - автобус "Витовт" - внимательно осмотрел и посол Беларуси в России Игорь Петришенко, посетивший выставку МАФ-2012. В рамках мероприятия прошли его встречи с представителями российских деловых кругов. В частности, в ходе переговоров с председателем Совета директоров "ТрансМаш Групп" Денисом Григорьевым и руководителем проекта "РОЭЛ групп" Леонидом Дворцовым речь шла о перспективах продвижения продукции "Белкоммунмаша" на российские региональные рынки.
Станислав Флоренцев, генеральный директор "Русэлпрома":
- Мы считаем, что заниматься обновлением устаревших технологий отечественного автопрома, покупать устаревшие модели и организовывать их сборку - потерянное время и деньги. Приобретая готовый продукт за рубежом, мы еще более увеличиваем отставание от иностранных конкурентов и, по сути, ставим крест на родном автопроме...