24.10.2012 17:54
Культура

Вышло в свет уникальное издание о памятниках Владимиро-Суздальской Руси

Литература о древних памятниках Владимиро-Суздальской Руси пополнилась уникальным изданием
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №247 (5920)
Монументальный труд о наследии Владимирской земли, написанный известным реставратором, читается как роман.
Читать на сайте RG.RU

Его сюжетная линия изобилует открытиями, которые автор сделал за полвека работы во владимирской реставрации. Автор книги "Белокаменное зодчество" - искусствовед и реставратор, директор "Владимирспецреставрации", профессор Александр Скворцов. Монография издана на средства гранта президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

- Передо мной стояла дилемма: "засушить" свой рассказ, давая многочисленные сноски на научные труды, или сделать его максимально доступным для читателя, - признается Александр Игнатьевич. - Я решил писать в своей обычной манере.

Уникальные памятники Владимиро-Суздальской Руси были созданы всего за восемьдесят лет, затем началось татаро-монгольское нашествие, и этот процесс прервался. "И поначалу даже кажется, что все это привнесено в Залесье из далеких стран и заимствовано в готовом виде, - пишет Александр Скворцов. - Но если так, то белокаменное зодчество оказывается законсервированным, состоящим из отдельных архитектурных типов без какой-либо внутренней связи между ними. Но в том и удивление, что в немыслимые восемьдесят лет уложился весь процесс его бурного развития - от зарождения до естественного завершения. В том и была логика совершившегося чуда".

"Обрусение" образца, по мнению автора, произошло удивительно быстро. Белокаменная архитектура начала свой путь с конструктивно простых объемов. Но закончила его усложненными формами, предварившими русское зодчество последующей эпохи.

Памятники Владимиро-Суздальской Руси были созданы всего за 80 лет

Пришлые мастера из Галича или даже из Западной Европы, призванные в Залесскую землю, считает он, преподали лишь азы строительства, а до тонкостей приходилось доходить своим умом. На постройках Андрея Боголюбского и Всеволода III, поражающих своим совершенством, работали уже свои мастера.

Взять те же камни, которые лишь со временем стали стандартными, приняв один размер. Так, в храмах Юрия Догорукого их расхождение по высоте в разных рядах кладки доходит до 10-15 сантиметров. В постройках же Андрея Боголюбского и Всеволода III размеры камней по высоте достигают 38-40 сантиметров. И каждый ряд хорошо подогнан один к другому. Швы настолько тонкие, что вызывают восхищение виртуозностью исполнения.

Александр Скворцов призывает взглянуть на памятники с точки зрения их геологической истории. Получается, им не 700-800 лет, а миллионы! Таков возраст белого камня, из которого они возведены. Исследователь специально побывал в Государственном палеонтологическом музее и убедился, что в них запечатлена история земли. А несколько фотографий с впечатанными в известняк раковинами и моллюсками поместил в книге. И эту историю на белокаменных памятниках могут видеть не только реставраторы, но и обычные люди.

Долгое время утверждалось, что камень, из которого построены владимиро-суздальские соборы, возили из Волжской Болгарии. Ученый настаивает: камень местного происхождения. Зачем везти строительный материал за тысячу километров на лодках, если на Владимирской земле есть два карьера - Георгиевский в Гусь-Хрустальном районе и Мелеховский в Ковровском. Под сомнение бытующую с XIX века версию ставят не только хронологические нестыковки в летописи, но и исследования, проведенные Скворцовым и его сподвижниками.

Многие десятилетия руководимый им коллектив борется с разрушениями белого камня. Закономерен вопрос: зачем строить из такого непрочного материала?

- Этот камень служил бы еще тысячу лет, если бы не наше бездумное отношение, - отвечает Александр Игнатьевич. - Первоначально все храмы Андрея Боголюбского находились под защитой покрасок и росписей. Многовековые наслоения кальцинировались и служили броней для белого камня. Ни одна капля воды не могла туда проникнуть.

Богатый материал для такого сенсационного вывода дала реставрация 70-х годов. "Под поздними штукатурками в труднодоступных местах за иконостасом обнаружились фрагменты орнаментов и часть фигур святых, - пишет автор о реставрации Успенского собора. - Они были расположены на северном и южном фасадах бывшего собора Андрея Боголюбского, которые при расширении храма Всеволодом III оказались внутренними стенами. У нас появилось прямое подтверждение того, что снаружи Успенский собор первоначально был расписан".

Белые камни расписывались и на храме Покрова на Нерли, и на соборе Рождества Богородицы в Суздале, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше, и на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском. Но самое ошеломляющее открытие ожидало на Золотых воротах во Владимире. Под многовековыми слоями штукатурок и побелок открылись фрагменты фресок на своде хорошо всем известной проездной арки. Оказалось, что она была расписана в то самое время, когда были построены Золотые ворота - в 1164 году.

Такой прием Скворцов объясняет стремлением не только облагородить "дикий" материал, но и защитить с таким трудом доставшуюся работу.

- Все беды начались с середины XX века, - утверждает ученый. - Тогда камень "раздраили" так, что он стал беззащитным. Этому способствовало стремление показать белый камень во всей его красоте и первозданности без углубления в историю. И сегодня эта "гламурность" настолько вошла в сознание, что никто, и я в том числе, не представляет церковь Покрова на Нерли не белой. Должна произойти смена поколений, чтобы изменилась эстетическая ориентация.

Кстати

В XVIII веке все белокаменные храмы имели металлические водостоки. Они быстро прижились и существовали весь XIX век, а в советские годы их заменили белокаменными лотками. Но они не помогали: вода с кровли растекалась по стенам памятников, растворяя рельефы как сахар. Пришлось вступить в спор со сторонниками теоретической концепции, что в древнем сооружении ценность представляет только его "первобытный вид". Теперь на всех памятниках есть водосточные трубы.

Как спасали шедевры

Самым трагичным временем в жизни памятников, да и самих реставраторов, были 90-е годы прошлого столетия. Только в аркатурно-колончатом поясе Дмитриевского собора погибли около пятидесяти рельефов. Состояние других памятников было не лучше. Стало ясно, что белый камень смертельно болен. Но на памятники не давалось ни копейки.

И тут вспомнили, что совсем недавно наша страна присоединилась к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Суть в том, что государство, подписавшее эту Конвенцию ЮНЕСКО, обязано финансировать реставрационные работы своих памятников, вошедших в список Всемирного наследия. За эту идею схватились как за соломинку. Начали готовить документы.

Небольшой авторский коллектив возглавил Скворцов. Энтузиастов поддержал его университетский учитель и друг, начальник Главного управления по охране памятников Министерства культуры СССР Алексей Ильич Комич.

"Сроки выполнения были крайне сжатыми - меньше года, - пишет Скворцов. - Работать приходилось по ночам. Вспоминаю, как необычайно трудно было всего в нескольких фразах сформулировать суть всей работы и дать обоснование для включения памятников в мировое культурное наследие. Доходить приходилось до тончайших сентенций. Более краткого и более емкого определения уже не могло и быть".

Решением 16 сессии Комитета всемирного наследия, работавшего в Санта-Фе (США) с 6 по 16 декабря 1992 года, семь памятников Владимирской земли были включены в Список ЮНЕСКО. Они отвечают трем из шести критериев, один из них - "шедевр творческого гения".

Литература Музеи и памятники Владимирская область Центральная Россия