30.10.2012 00:24
Экономика

Москва введет запрет на въезд внутрь МКАД грузовиков в дневное время

Текст:  Евгений Барановский
Российская газета - Экономика: Коммерческий транспорт №250 (5923)
Столичные власти планируют ввести запрет на въезд внутрь МКАД большегрузного транспорта в дневное время. Въезд на территорию города грузовых автотранспортных средств с разрешенной максимальной массой более 7 тонн будет запрещен (такой запрет планировалось ввести еще в прошлом году). Как заявил московский градоначальник Сергей Собянин, этот вопрос вновь начнет прорабатываться со следующего года. Но представителей "большегрузного" бизнеса он беспокоит уже сейчас.
Читать на сайте RG.RU

Первым шагом станет введение с 1 февраля 2013 года ограничений на транзитное движение грузовых транспортных средств разрешенной максимальной массой более 12 т по МКАДу и в пределах МКАД с 7 до 22 часов. Как пояснили "РГ" в компании Iveco, перевозчики уже начали отказываться от таких автомобилей. "Уже были случаи, когда крупные корпоративные клиенты, прочитав о введении запрета, выбрали для закупки 7-тонные IVECO Daily вместо более тяжелых грузовиков, а некоторые изменили заказ с тяжелых Eurocargo с полной массой 18 тонн на 12-тонные модификации для свободного проезда по МКАД, - говорят в компании. - Скорее всего, часть тяжелых транзитных грузовиков уйдет на бетонку, объездные магистрали, а часть будет ждать наступления ночи. В тяжелом классе число транспортных задач не уменьшится, изменятся лишь маршруты и отведенное время. При увеличении времени и сохранении транспортных задач можно прогнозировать увеличение спроса, а не его уменьшение. Что касается движения в центре города, то Iveco готова к введению ограничений, поскольку у нас есть готовое сертифицированное решение - Iveco Daily с грузоподъемностью до 1 т".

Напомним, что по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, улично-дорожной сетью Москвы в дневное время пользуются 150 тыс. грузовиков массой более 3,5 т. При этом средняя их загрузка, по экспертным оценкам, составляет около 25% (с учетом порожних обратных рейсов и простоев). Около 40 тыс. грузовиков ежедневно прибывает в Москву из регионов. На МКАДе крупнотоннажные автомобили составляют до 30% транспортного потока, половина из них - транзитные.

"Ограничение на въезд большегрузных автомобилей в Москву может привести к тому, что транспортные и дистрибьюторские компании будут вынуждены перевести значительную часть перевозок на более легкие автомобили. Для перевозок за пределами Садового кольца это могут быть "Валдай" (городской грузовик грузоподъемностью до 4 тонн) и "ГАЗель" (грузоподъемность 1,5 тонны), в пределах Садового - "Соболь" (грузоподъемность до 1 тонны). На сегодняшний день это самые популярные машины в своих классах. На ценах на коммерческую технику и на общей ситуации на рынке данное решение не отразится", - говорит директор дивизиона "Легкие коммерческие и легковые автомобили" "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин.

Как разъяснили "РГ" в компании "Европлан", цена коммерческих автомобилей - это отражение производственных возможностей автозаводов, их экономической эффективности. Конкурентная борьба в этом сегменте высока, производителей много, поэтому в компании полагают, что это заставляет автопроизводителей держать цены на грани возможностей.

Вот и в "КамАЗе" не видят поводов для увеличения цен. "Сейчас рано оценивать, насколько могут измениться цены на малотоннажные грузовики, но скорее всего изменения будут незначительными, - сообщили в компании. - Во-первых, Москва хоть и столица нашей необъятной родины, не стоит забывать, что в других регионах по-прежнему будут использоваться грузовики, из-за одного закона кардинально структура парка не поменяется. Парк Московской области занимает лишь 10,4% от всего парка России. Этот закон ориентирован на борьбу с пробками, снижение износа дорожного полотна, и, возможно, лоббирует интересы застройки крупных торговых центров и площадок за территорией Москвы. Тем не менее спрос на LCV (легкие коммерческие автомобили) в Московской области должен возрасти, особенно на развозные авто".

Несмотря на возросший спрос, LCV должно хватить всем, - считают в Iveco. "Вряд ли в ближайшее время на рынке будет наблюдаться дефицит малотоннажных автомобилей с грузоподъемностью до 1,5 тонн, - говорят там. - В то же время, наверняка, вырастет спрос на малотоннажные автомобили с грузоподъемностью 4-5 тонн".

Но, несмотря на это, есть опасения, что такое ограничение и дальнейшее "затягивание гаек" может привести к отрицательным результатам. В компании "АСМ-холдинг" с "РГ" поделились неутешительными прогнозами: "Исходя из опыта большинства европейских и других стран, а также нашему анализу, запрет на въезд всех грузовых автомобилей в дневное время в Москву приведет к ухудшению качества жизни населения мегаполиса. Не будет свежего хлеба, газет, отдельных скоропортящихся продуктов питания и т.п., - говорит главный специалист "АСМ-холдинг", профессор Анатолий Титков. - Поэтому в зарубежных странах эти ограничения касаются автомобилей, полная масса которых превышает 3500 кг. На автомобили класса LCV этот запрет не распространяется. Тем более что управление этими автомобилями разрешено водителям с любительскими правами. В результате такого запрета многие мелкие предприниматели могут остаться без работы, а это приведет к социальной напряженности. Запрет на въезд больших грузовиков, безусловно, увеличит потребность в автомобилях класса LCV, продажи средних и тяжелых грузовиков сократятся незначительно. Цены на автомобили класса LCV вряд ли существенно возрастут из-за большой конкуренции на рынке. Полагаем, что они могут подняться немного больше годовой инфляции. Как нам представляется, запрет на въезд грузовиков лишь незначительно снизит наличие пробок на дорогах Москвы, но в большей степени улучшит экологию столицы и приведет к снижению ДТП".

Какие же автомобили будут развозить свежий хлеб, газеты, отдельные скоропортящиеся продукты питания, если запрет введут? Так, по данным "АСМ-холдинга" среди автомобилей класса LCV наиболее популярными остаются автомобили ГАЗ ("ГАЗель" и "Соболь"), которых в 2010 и 2011 годах в РФ продали, соответственно, 52,1 тыс. и 63,9 тыс. штук. На втором месте автомобили УАЗ, также в 2010 и 2011 годах их было продано соответственно 16,1 тыс. и 23,8 тыс. машин. Из зарубежных моделей наиболее продаваемые автомобили Peugeot, в 2010 и 2011 годах их было продано соответственно 7,4 тыс. и 11 тыс., Ford - 6 и 9,7 тыс., Volkswagen - 5,9 и 8,3 тыс. Эти данные приведены с учетом сборки зарубежных моделей в России.

Подавляющее большинство этих автомобилей продается в виде фургонов или с бортовой платформой и являются универсальными для транспортировки большого вида грузов. Специализированных и специальных автомобилей в этом классе очень мало (хлебовозки, пожарные, передвижные магазины и др.). В большинстве случаев для этих целей используются отечественные автомобили ГАЗ и УАЗ.

Следует иметь в виду, что много зарубежных автомобилей-фургонов Ford, Volkswagen, в меньшей мере Peugeot, а также "ГАЗель", ряд отечественных предприятий на их базе выпускают микроавтобусы ("Луидор" и СТ "Нижегородец" в Нижнем Новгороде, "Ирито" в Московской области, "Форд Соллерс" в Елабуге, "Кузбасс-Авто" в Кемеровской области и др.). Общий объем производства таких автобусов, сделанных из фургонов, в настоящее время оценивается годовым выпуском в 5 тыс. единиц, включая "ГАЗели". Таким образом, на рынках России число ежегодно продаваемых грузовых автомобилей класса LCV уменьшится на эти 5 тыс. единиц.

Справка

Постановлением правительства Москвы "Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве" введены и действуют следующие ограничения для грузового транспорта в Москве: запрещен въезд в пределы Третьего транспортного кольца грузовых транспортных средств, не соответствующих экологическому стандарту Евро-2, а также грузовых транспортных средств грузоподъемностью более 1 т. с 7 до 22 часов; запрещен въезд в пределы МК МЖД грузовых транспортных средств массой более 7 т. с 7 до 22 часов.

Ограничения для движения грузового транспорта действуют и в ряде российских городов. В Санкт-Петербурге с 2006 года введен круглосуточный запрет на движение грузовых транспортных средств в некоторых районах. В других российских городах вводятся сезонные запреты на движение грузовиков, чтобы снизить ущерб для дорожного покрытия в период весенней распутицы и летней жары

Транспорт Москва Столица