31.10.2012 00:00
Культура

Участники ассоциации "Опера Европа" впервые собрались в Москве

110 оперных домов Европы встретились в Москве
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №251 (5924)
Впервые участники крупнейшей в музыкальном мире Международной ассоциации "Опера Европа" собрались в Москве на свою традиционную встречу, которая дважды в год происходит в формате конференции в разных европейских столицах.
Читать на сайте RG.RU

На этот раз дискуссия, собравшая в столице России более 100 директоров, интендантов, режиссеров, сценографов, дирижеров оперных театров из 33 стран, была посвящена проблеме "железного занавеса" в культуре, остающейся все еще актуальной в партнерских отношениях России и Запада.

И, несмотря на то, что Москва представлена в ассоциации рекордным числом участников: Большой театр, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Геликон-опера, Новая опера, Детский музыкальный театр Сац, инициатива дискуссии "Сквозь железный занавес" исходила именно от российских театров.

Директор Большого театра Анатолий Иксанов в своей речи заметил, что "железный занавес" как политическое клише, отсылающее к Фултонской речи Черчилля в 1946 году, упал еще двадцать лет назад. Но открытые границы оказались недостаточным условием для полноценной интеграции российской культуры, и в частности, оперных театров, в мировой музыкальный контекст.

"Железный занавес" остался между Россией и Западом на уровне бюрократических барьеров, конфликтов наших законодательств. И даже, являясь сегодня полноценными участниками ассоциации "Опера Европа", работая на конференциях по всем ключевым вопросам, российские театры почти не представлены как сопродюсеры в совместных постановках в Европе и наоборот.

Проблема - в жестких рамках Гражданского кодекса РФ, исключающих возможность создавать совместную собственность (имущество спектакля). Сложности возникают и при приглашении на постановку в российские театры зарубежных специалистов, поскольку требуют получения разрешения миграционной службы.

В итоге сегодня Россия реально может участвовать в культурном процессе на правах арендаторов или как сырьевая база, поставляющая певцов, режиссеров, дирижеров на Запад. И если не произойдет никаких изменений, то российские театры так и будут развиваться в изоляции.

Дискуссия по этой проблеме, а также "круглые столы" по вопросам международного партнерства и обменных гастролей, существования репертуарного театра, интерпретации русской оперы в современном театре, развернулись на четыре дня, перемещаясь по московским оперным театрам, где гости проявляли интерес и к технической оснащенности помещений.

И настоящий шок европейская делегация испытала, придя в Геликон-оперу на спектакль Дмитрия Бертмана "Леди Макбет Мценского уезда". Как известный во всем мире оперный театр может существовать в таких непотребных условиях?

В результате участники конференции подписали коллективное письмо на имя мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой решить наконец эту проблему с реконструкцией "Геликона", о которой знает уже вся Европа.

Музыкальный театр Классика