31.10.2012 00:26
Digital

Елена Базина: Мы живем по шаблонам социальных сетей

Жизнь современной молодежи подчинена правилам социальных сетей
Текст:  Елена Базина
Российская газета - Федеральный выпуск: №251 (5924)
Недавно поймала себя на мысли: "Надо сменить аватарку "ВКонтакте". Лайков она насобирала достаточно, все, кто потенциально мог нажать на заветное сердечко, уже сделали это. К тому же все друзья-подружки уже давно красуются на фоне красно-бурых закатов, зарывшись по плечи в песок. На самом деле по главным фотографиям на страничках пользователей в социальных сетях можно уловить главные тренды. Новый год - это хохочущий круг друзей в уггах, весна - та же компания дружно перекочевывает на лужайку; высунутые языки на фото сомнительного качества означают появление у одного из друзей смартфона, снимок на фоне толпы с транспарантом - очередную волну политической активности. Странички в социальных сетях могут рассказать не только о биографических сведениях, пристрастиях и увлечениях конкретных пользователей, но и фиксируют образ целого поколения, нашего поколения.
Читать на сайте RG.RU

Любовь, друзья, работа, фотографии, воспоминания - вся наша жизнь видна как на ладони после введения кода из букв и цифр в адресную строку. Мы проявляем политические и эстетические пристрастия, вступая в те или иные группы на Facebook, обсуждаем социальные проблемы в ЖЖ, узнаем о происходящих событиях из новостной ленты в Twitter. Мы привыкли, что в любой момент можем получить ответ на любой вопрос, погуглив и сделав пару кликов курсором. При этом не стоит утрировать: мы не убегаем от реальной жизни, не пытаемся скрыться за придуманными именами. Списки моих друзей составляют действительно знакомые мне люди, с которыми я общаюсь и за пределами интернет-пространства. Реальная и виртуальная реальности так сильно и так гармонично переплетены в жизни современной молодежи, что нам кажутся смешными опасения, что мы якобы скоро разучимся поддерживать живую беседу. Живое общение никуда не делось. Мы все так же ходим гулять и встречаемся поболтать в уютном кафе только потому, что "давно не виделись". Но при этом ничто не мешает нам, встречаясь с друзьями вживую, обсуждать ролики из YouTube и одновременно выкладывать фото посиделок в альбомы Facebook и "ВКонтакте" и делиться смешными шутками в Twitter.

На первый взгляд кажется, что изменились только формы выражения эмоций и впечатлений. Вместо хруста альбомных страниц - щелчок курсора, вместо монотонных воспоминаний - кнопка Play в окне видеозаписи. Но социальные сети - это как раз тот случай, когда форма влияет на содержание. YouTube задает нам каноны идеального видео, а Twitter учит тому, что любая, даже самая глубокая, мысль должна укладываться в 140 символов.

Любовь, друзья, работа - вся наша жизнь видна как на ладони

Интересное дело, решив поменять главную фотографию на своей страничке в социальной сети, я уже подсознательно знала, как она должна выглядеть. Мы делимся не тем, что у нас уже есть, а стараемся специально создать продукт, востребованный в виртуальном пространстве. Сходить куда-то, чтобы написать потом об этом в Twitter, или сделать фото, чтобы выложить его на страничку в социальной сети... Наличие трендовых записей и фото означает, что ты в курсе последних событий: "Да, я тоже "в теме". "Я был там" или "Я тоже это поддерживаю". Узнать же о том, что является наиболее востребованным на данный момент, помогает количество "лайков" под той или иной записью, фотографией, новостью.

Незатейливый символ в форме сердечка или поднятого вверх большого пальца, первоначально выражавший позитивное отношение пользователя к тому объекту, под которым он жмет "Нравится", давно уже превратился просто в способ реакции на событие. Мы используем "лайк" как отклик на новости и действия друзей. Соответственно, большее количество "лайков" набирают не те записи, фотографии или ролики, содержание которых интересней и оригинальней, а те, что просмотрело большее количество пользователей. Таким образом, формулируя свою мысль, снимая видео или делая фото, мы пытаемся вписаться в определенные рамки: даже оригинальность должна быть в меру. Такой вот креатив по шаблону. С завидной регулярностью появляются материалы, разрушающие старые шаблоны и создающие новые. Тренды в соцсетях меняются быстрее, чем в жизни. Неизменно в моде остается только он - поднятый кверху палец.

Интернет ВКонтакте Facebook