Такие разъяснения появились после того, как ряд СМИ со ссылкой на замглавы Минкомсвязи Дениса Свердлова сообщили, будто министерство может предложить меры для того, чтобы сделать менее выгодными покупки на зарубежных онлайн-площадках и таким образом поддержать отечественных продавцов в Сети.
Опрошенные "РГ" эксперты признают: проблема неравенства российских и зарубежных интернет-магазинов действительно есть. Но решать ее, говорят они, конечно же, нужно не регулированием иностранных электронных площадок, а, например, совершенствованием таможенного законодательства.
Интернет-торговля сейчас - один из самых динамичных рынков в нашей стране. В прошлом году эксперты оценили его объем почти в 10 миллиардов долларов и прогнозируют, что в 2012 году этот показатель вырастет больше чем на 20 процентов, а к 2015 году - в два-три раза. Однако зарегистрированные в нашей стране онлайн-ритейлеры оказываются в менее выгодном положении по сравнению со своими зарубежными коллегами.
Покупки до 40 тысяч рублей в месяц (примерно тысяча евро), сделанные на иностранных интернет-прилавках, не облагаются НДС и свободны от таможенных платежей. То есть эти товары автоматически оказываются дешевле, чем в России. А деньги уходят к иностранным торговцам. "В то же время, например, в Германии, таможенными пошлинами не облагаются сделанные за рубежом покупки, стоимость которых не превышает 25 евро в месяц, - рассказал "РГ" исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли Михаил Яценко. - Таким способом немецкие власти защищают внутренний рынок". По мнению эксперта, нам тоже стоит пойти в этом направлении. Но только без резких движений, и объявить об этом заранее, предлагает Яценко. "Таким образом можно убить двух зайцев - и защитить внутренний интернет-рынок, и простимулировать иностранных продавцов приезжать к нам, открывать склады, развивая торговлю в России", - говорит эксперт.
Проблема одна - в проигрыше, во всяком случае, на какое-то время, окажется потребитель. И переплачивать за такую защиту внутреннего рынка ему придется немало. "Видеоняня для ребенка, заказанная в зарубежном интернет-магазине обошлась нам в 2 тысячи рублей, - приводит пример молодая мама. - На отечественных сайтах цена такой же вещи начинается от 7 тысяч рублей". Наша собеседница услугами онлайн-торговли пользуется давно и охотно, а с появлением малыша Интернет стал для нее просто незаменим: не надо бегать по магазинам, есть возможность сравнить цены и качество товара. В Сети покупали коляску, стульчик для кормления, детский комод.
Только в Интернете заказывают памперсы. Правда, их приобретают в российских магазинах. "Так удобнее, потому что памперсы обычно нужны срочно, нет времени ждать заказ", - объясняет интернет-покупательница.
Главные преимущества российских площадок - оперативность и возможность возврата товара, говорит руководитель отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ирина Левова. И замечает: "Если какая-то купленная за рубежом через Интернет вещь вам не подошла, ее проще продать кому-нибудь здесь. Вернуть, в общем-то, можно, но выйдет гораздо дороже". "Цена товаров, правда, нашим преимуществом не является", - признает Левова. И в регулировании, по ее мнению, нуждается скорее не зарубежная электронная торговля, а российские таможенные ставки. "В странах Европы и в США на целый ряд товаров они в разы ниже наших, кое-где даже нулевые. Особенно это касается таких товаров, как книги, компьютеры, программное обеспечение", - говорит эта собеседница "РГ".
"В ЕС существует законодательство о добавленной стоимости, об обязательных сезонных скидках и другие законы, благодаря которым цены на товары не могут быть выше определенной величины. То есть существует политика сдерживания цен. В связи с этим стоимость иностранных товаров оказывается меньше, чем российских", - продолжает тему доцент НИУ "Высшая школа экономики" Анна Жарова. И замечает, что есть смысл поставить вопрос о возможности взимания налога на прибыль с иностранных компаний, занимающихся реализацией на территории РФ товаров, работ или услуг через Интернет. Но пока российские экономические ведомства не выработали какой-либо четкой позиции по отношению к налогообложению электронной коммерции, замечает она. И добавляет, что решение этого вопроса должно учитывать также ситуацию двойного налогообложения, при которой иностранные компании могут заплатить налог у себя и на территории России. И то, что фискальный контроль должен быть соотнесен с глобальным и анонимным характером некоторых отношений в сети Интернет. "Любое ужесточение законодательства в данной сфере ударит по потребителю и лишит его возможности выбрать товар по наиболее оптимальной по цене. Решить проблему можно только рыночными методами, повышая качество обслуживания, предоставляемого российскими продавцами", - считает Жарова. Левова, впрочем, уверена, что при сохранении нынешней позитивной динамики развития наши площадки догонят зарубежные через два - четыре года. Уже сейчас появляются российские интернет-магазины, ни в чем не уступающие зарубежным аналогам, говорит она.
Пока барьерами для развития интернет-торговли в России являются технологические вещи, связанные с доступностью Интернета, привычки аудитории, замечает замзавкафедрой инноваций и бизнеса в сфере информтехнологий НИУ "ВШЭ" Екатерина Лобза. Многие все еще не доверяют Сети. И даже при покупке товара в Интернете предпочитают расплачиваться наличкой, потому что переживают, что им привезут некачественную вещь. В нашей стране до 80 процентов покупок в одном из популярных интернет-магазинов осуществляется с помощью наличных денег через курьера, а с работающим за границей этим же ретейлером на 70 процентов рассчитываются по карточкам. Еще одна проблема - доставка. Почтовые посылки, учитывая российские расстояния, идут долго, а услуги фирм по экспресс-доставке - слишком дороги. Но и эти проблемы постепенно решаются. Крупные игроки рынка открывают, в том числе в регионах, собственные пункты доставки, развивают возможности для онлайн-оплаты, рассказывает Лобза.
Интернет-магазины сейчас есть у многих компаний, работающих в сфере традиционной торговли, делится наблюдениями партнер Retail Training Group Елена Комкова: "Наличие такого подразделения для солидного ретейлера стало такой же необходимостью, как обладание сотовым телефоном для обычного человека". Это удобно для покупателя, потому что человек понимает, куда он может обратиться в случае недоразумений и проблем. И выгодно для бизнеса. 30-35 процентов затрат в ретейле приходится на персонал, 20-30 - на аренду, товарный запас на складах в зависимости от специфики должен составлять от 2 недель до 3-4 месяцев, подсчитывает Комкова. Организация онлайн-торговли позволяет на всем этом сэкономить, воспользоваться уже существующей складской инфраструктурой. Именно поэтому товары онлайн часто дешевле, чем в обычном магазине.
Но привычные супермаркеты все равно не отомрут, уверена эксперт. "Есть масса вещей, которые люди будут покупать в традиционных магазинах. А многие воспринимают шопинг как способ досуга". Обычная и интернет-торговля - это, скорее, не конкуренты, а союзники, считает она. Левова прогнозирует, что со временем полностью в Сеть может уйти продажа билетов - не только на транспорт, но и на концерты. А также цифровой контент - книги, музыка, фильмы.
Справка "РГ"
Сейчас в России работают 25 тысяч интернет-магазинов. На их долю пока приходится лишь около 2 процентов от всего объема ретейла.
В структуре российского рынка электронной коммерции доминируют: одежда и обувь (более 20 процентов от общего объема), бензин и автомобили (по 10 процентов), фармацевтические
товары (12 процентов), товары повседневного спроса и косметика (10 процентов), бытовая техника и электроника (11 процентов), товары для дома и ремонта (7 процентов).