Дело в том, что сейчас бытовое печное топливо под них не попадает. Оно используется для отопления негазифицированных домов в Сибири и на Дальнем Востоке. Но есть и другое применение.
Нечистые на руку торговцы смешивают необлагаемое акцизами бытовое топливо с соляркой и потом продают на заправках.
"Выпуск дизельного топлива под маркировкой печного топлива является способом ухода от уплаты акциза", - пояснил недавно директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.
Нововведение, которое предлагает Минфин, должно положить конец этому виду бизнеса.
Планируется, что с лета 2013 года тонна печного топлива будет облагаться акцизом в 5860 рублей, в 2014 - уже 6450 рублей, а в 2015 - 7730 рублей.
Естественно, такой шаг принесет в казну дополнительные доходы. Они, в том числе, смягчат ситуацию, связанную с дефицитом в дорожных фондах, который образуется из-за вывода из оборота бензина экологического класса "Евро-2".
По разным оценкам поступления от введения акциза составят в 2013 году около 8 миллиардов рублей, в 2014 году - 17,6 миллиарда рублей, а в 2015 году - 21,1 миллиарда рублей.
Впрочем, пока идея с акцизами воспринимается с осторожностью. Депутатов беспокоит, что под ударом могут оказаться не столько недобросовестные бизнесмены, сколько социально незащищенные слои населения, которые действительно используют для обогрева домов печное топливо.
Однако в быту оно все-таки применяется ограниченно, обращает внимание ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Такое топливо, пояснил он "РГ", обладает очень неприятным запахом и в силу этого жить в доме, который в зимний период отапливается за его счет, очень дискомфортно. По мнению эксперта таких домохозяйств - единицы. В основном же граждане используют для топки пропан-бутановую смесь. А вот проблема подмены солярки печным топливом действительно существует, признал собеседник "РГ".
"И потому ввод акцизов моментально скажется на ценах на солярку в тех регионах, где недостаточно хорошего марочного дизтоплива и где печное используется для того, чтобы на его основе делать хоть какое-то, пусть и заведомо плохого качества, - прогнозирует Танкаев. - В результате эксплуатировать сельхозтехнику, например, будет сильно дороже и это уже потянет за собой рост цен в смежных областях".
Однако объемы выпуска печного топлива не очень велики, и производить его имеет смысл лишь при отсутствии акциза, говорит эксперт.
"Как только появится дополнительный сбор, топливо в массовом порядке исчезнет из ассортимента НПЗ, оставшись только для обеспечения каких-либо эксклюзивных и редких нужд", - уверен собеседник "РГ".
Тем не менее, по данным Минэнерго, пока наблюдается рост производства бытового печного топлива. В 2010 году его было произведено 1,34 миллиона тонн, в 2011 году - уже 2,73 миллиона тонн.