С 1 ноября в Москве ждут предложений от дизайнеров новой схемы московского метро, она должна стать универсальной, доступной и понятной для всех. Существующая карта столичного метро давно стала притчей во языцех - она регулярно меняет вид, толщину линий, в ней то появляются аэропорты, то исчезают названия на латинице. Целую лавину критики вызвала и самая последняя схема, расклеенная в вагонах всего два месяца назад: плохо видно и станции, и линии, и ничего не понятно. "Создатели усложнили визуальный ряд, добавив плашек, вывороток, сложных геометрических форм.
Однако навигационный дизайн - это прежде всего функциональность. Ничего не должно усложнять восприятие информации, наоборот, четко подсказывать - где пересадка, а где обычная станция, - говорит "РГ" графический дизайнер Мария Даттон. - Я была во многих европейских городах, везде можно понять по схемам, куда на чем можно доехать, даже не зная языка страны, в которой находишься - они "заточены" под интуитивное восприятие. Этого, к сожалению, совершенно нельзя сказать о нашей схеме, в которой с трудом разбирается даже русскоговорящий человек".
Конкурс, объявленный дептрансом совместно с фондом "Городские проекты", должен, наконец-то, если не принести в метро идеальную карту, то хотя бы приблизить ее к этому. Согласно техзаданию, выложенному на официальном сайте департамента, на схеме помимо станций и линий метрополитена, должны быть узлы пересадки на внешний транспорт (железнодорожные вокзалы и станции пригородного сообщения), действующие перехватывающие парковки, монорельс, автовокзал на Щелковской, маршруты автобусов-полуэкспрессов, контуры Москвы-реки и Яузы, транспорт до аэропортов. Кроме того, перспективные линии и станции, открытие которых запланировано в 2013 году.
Названия станций должны быть указаны с латиницей, а станции, приспособленные для людей с ограниченными возможностями, отмечены соответствующими знаками. Рядом размещен блок контактной информации, включающей телефоны горячих линий метрополитена, ссылку на официальный сайт подземки и его QR-код для быстрого доступа.
Конкурсантам предстоит непростая, но интересная задача - впервые разработать не просто схему, а схему-трансформер. В вагонах будет размещаться общая карта, а на станциях - ее детализация с указанием, например, базовых маршрутов наземного городского транспорта, рекомендованных для проезда между станциями метро, расположенными на "соседних" линиях.
Работы принимаются до 24 декабря. Комиссия из восьми человек, в составе которой блогеры, руководитель группы разработчиков дизайна Яндекс.карт, иностранные эксперты, веб-дизайнер, сотрудники департамента транспорта, отберет для финального голосования от двух до шести работ. Голосование пройдет в Интернете на сайте фонда "Городские проекты" city4people.ru c 10 по 17 января 2013 года.
Как рассказал "РГ" Антон Буслов, эксперт этого фонда, неделя - вполне достаточный срок для проведения голосования и для того, чтобы привлечь внимание всех к этой теме. За победу в конкурсе автор получит право разместить свой логотип на схеме. Более того, отметил Буслов в своем блоге, бюджету города конкурс не будет стоить практически ничего.