В 12.40 немецкий тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-736 показался на поверхности, раздвигая твердые породы так же легко и непринужденно, как нож идет по маслу. Строители из Красноярского тоннельного отряда N 18, которые сооружают левый тоннель, по старой метростроевской традиции встретили щит аплодисментами и шампанским. Шампанское, опять же по традиции, пили из касок.
Herrenknecht S-736 начали монтировать в мае. Работать пришлось в стесненных условиях города. Для строительства станции "Лермонтовский проспект" в Жулебино перекрывали часть улицы и оживленный перекресток. Ошибки были исключены. Крупногабаритные детали проходческого щита общим весом в 510 тонн предстояло с ювелирной точностью опустить в 15-метровый котлован и за месяц собрать их в машину - в собранном состоянии тоннелепроходческий щит напоминает поезд. Только впереди вместо локомотива у него огромная буровая установка.
Как рассказала "РГ" представитель тоннельного отряда-18 Светлана Гаркунова, у каждой компании, занимающейся проходкой, свои технологии. "Уникальность этого щита диаметром 6 метров, что вполне достаточно для сооружения этого тоннеля, состоит в том, что он ведет проходку в комплексе с разработкой горной породы, - поясняет Гаркунова. - Позади он оставляет готовый для отделки тоннель в форме железобетонных колец. А перед собой он создает так называемое избыточное давление, тем самым не позволяя просесть зданиям, сооружениям, коммуникациям, которые могут находиться над проходкой". Подобная технология позволяет увеличить темпы проходки. Как пояснил "РГ" замруководителя столичного департамента строительства Владимир Швецов, расстояние в 1777 метров от Жулебино до Выхино щит прошел всего за 4,5 месяца. "Рекордный срок, - сказал Швецов. - В месяц он преодолевал почти 400 метров грунта. Сейчас на строительстве новых станций московского метро работает 9 щитов. В среднем каждый проходит за месяц 250 метров. В городе же за это время строится примерно по 5 километров новых линий подземки". Начиная с первого квартала следующего года, по словам Владимира Швецова, проходку будут вести порядка 20 щитов. Вдвое увеличится и число метростроителей - с нынешних 20 тысяч, занятых на городских стройках, до 40. В ближайшие дни щит-рекордсмен ждут разборка и перевозка на другую стартовую точку. В начале 2013-го он должен начать проходку от строящейся станции "Жулебино" в подмосковные Котельники, жители которых, отрезанные от мира вечными пробками на Новорязанском шоссе, ждут не дождутся спасительной подземки. При благоприятном разрешении всех земельно-правовых вопросов метро в Котельниках должно открыться в 2014 году.