В ближайшие три месяца будут работать консультационные группы, с руководителями вузов будут обсуждать возможные варианты выхода из кризиса. И здесь, подчеркивают эксперты, очень важно с особой осторожностью отнестись к попавшим в "черный список" региональным вузам, которые, кроме обучения, выполняют еще и важную социальную функцию, обеспечивают местные производства молодыми кадрами.
Сегодня и так существует огромная проблема - 80 процентов выпускников вузов, поступивших по целевым направлениям регионов, не хотят возвращаться домой. Многие предприятия на местах испытывают настоящий кадровый голод. Не учитывать это нельзя. Как нельзя мерить все вузы единым аршином.
Критерии оценки обсуждались с ректорским сообществом и утверждены ассоциацией ведущих вузов, одобрены Российским союзом ректоров. Но, по мнению самих же ректоров, они далеки от идеала. Надо сказать, что есть и еще один, очень скандальный нюанс, о котором чиновники почему-то предпочитают не говорить: данные, которые вузы вводили в систему, проходя мониторинг, датируются мартом 2011 (!) года. Это самые последние отчеты, которые есть по вузам. То есть, по сути, оценка проводилась по устаревшим результатам. С тех пор прошло уже больше года, многие вузы развиваются, у них есть динамика. Но в мониторинге этого не видно.
Сейчас на сайтах некоторых вузов, попавших в "неугодные", висит "красная строка": "Наш вуз оказался в списке с признаками неэффективности в результате технической ошибки". Видимо, таким образом, руководство старается хоть как-то успокоить студентов, многие из которых уже всерьез задумались о том, куда теперь переводиться и где продолжать обучение.
Еще один "подводный камень" мониторинга: сейчас многие вузы находятся в стадии реорганизации и не успели еще полностью войти в рабочий режим в новом составе. А данные пришлось указывать уже совместные, усредненные. Так случилось и в Московском государственном университете дизайна и технологии. Вуз с 80-летней историей, ведущий вуз в области легкой текстильной промышленности тоже оказался среди "неэффективных".
- Мониторинг застал нас как раз в процессе реорганизации, - рассказывает ректор вуза Валерий Белгородский. - В 2011 году к нам присоединился Московский государственный текстильный университет имени Косыгина. В свое время он был головным в отрасли и обучал 10 тысяч студентов. Сейчас их около трех тысяч, и уже второй год не проводится набор на бюджет. Было принято решение ввести университет в состав нашего, чтобы не потерять уникальный опыт. Но, к сожалению, в мониторинг нам пришлось включать показатели этого вуза, и они прилично потянули нас вниз. С момента реорганизации прошел только год, а, для того чтобы объединенный вуз заработал в полную силу, нужно 2-3 года, не меньше.
Кстати, в МГУДТ на некоторые специальности, например, на такую редкую, как "социология моды", конкурс меньше 10-15 человек на место не бывает.
- Внутри вуза мы открыли колледж, чтобы сохранить, может, и не очень популярные сегодня специальности, но уже дефицитные, - говорит ректор. - Однако в мониторинге это тоже не учитывается. В целом - это сильнейший удар по имиджу известных, сильных вузов. При том, что часть из них - крупные университеты, на базе которых работает Центральное учебно-методическое объединение вузов России.
Александр Климов, замминистра образования и науки:
- Окончательный список неэффективных вузов будет сформирован к 1 декабря. Предложения министерства по их реорганизации будут готовы к концу февраля. Вузы не будут закрываться. По согласию педагогического коллектива более слабые вузы будут присоединяться к сильным.
Кстати
Сегодня в Москве проходит очередное заседание Общественного совета при министерстве образования и науки. Повестка дня - ЕГЭ и профессиональный стандарт учителя. Темы, которая уже вторую неделю будоражит общество: список неэффективных вузов, - среди обсуждаемых нет. И хотя среди членов Совета нет ни одного ректора, наверняка без "разбора полетов" не обойдется.
Ведь, средний балл ЕГЭ - это первый из ключевых критериев оценки эффективности вузов.