26.11.2012 00:17
Культура

Даниил Дондурей: Пять миллионов ссылок будут дорого продаваться

Была ли обречена выходка Pussy Riot на коммерциализацию
Текст:  Анастасия Кейзерова Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (5945)
Раскручивается скандал с появлением в книжных магазинах книги издательства "Алгоритм" "Pussy Riot. Что это было?". Автором значится Надежда Толоконникова. Сложно вспомнить, когда в новейшей истории России после столь громкого процесса, моментально издавались книги. На данный момент налицо нарушение авторских прав. Книга была опубликована издательством "Алгоритм" тиражом в 4000 экземпляров и продана издательству "Эксмо". Однако в своем официальном комментарии известное издательство заявило, что "к изданию данной книги "Эксмо" не имеет никакого отношения". В информации от издателей написано: "Новейшая история отечественного акционизма глазами активной участницы арт-группы "Война" и идейного лидера Pussy Riot". Герои длинной шумной истории заявляют, что издательство собрало тексты из блогов и выдало их за отдельное издание, а отдельные журналисты собрались даже судиться. Неожиданную коммерциализацию скандального бренда мы обсуждаем с известным аналитиком, культурологом Даниилом Дондуреем.
Читать на сайте RG.RU

Даниил Борисович, появление явно обреченной на хорошую продажу книги со спорными авторскими правами обескураживает и придает совсем иную цену ситуации, которая эту книгу породила. Находящиеся в заключении авторы события - группа Pussy Riot - настаивает на некоммерческом характере их проекта, а из слов адвоката и простых соображений вытекает, что коммерческие  эффекты неизбежны?

Даниил Дондурей: В новом медийном  мире, когда событие  получает статус реальности  только в СМИ или в сетях, когда значительность события зависит от его медийной объемности, когда медиа управляют объяснениями  и интерпретациями событий, когда они работают с ожиданиями людей - их стереотипами, установками, паттернами,  не мудрено, что все,  имеющее высокий медийный потенциал,  мгновенно получает высокую финансовую стоимость. Этот "продукт" хорошо обменивается на деньги. Мы же знаем: все, что имеет 5 миллионов ссылок, будет дорого продаваться. Думаю, лет через 50 именно медийная значимость, а не нефть или газ, будет самыми прибыльным продуктом. Она обречена на превращение в деньги.
Хотя она не всегда объективна. Все-таки Биттлз, согласитесь, объективно, очень талантливые четыре парня. Но значимость (и финансовую цену) может обретать и чистый  конструкт медийности. Вроде  Pussy Riot.

Такое ощущение, что на знаменитой картине Делакруа "Свобода на баррикадах" кто-то подрисовал торговую тележку. Pussy Riot, как бы к ним ни относиться, это своего рода революция. В чьих-то глазах - революция аморальности, а в других - радикальный  протест против традиционной морали и закоснелого искусства.

Дондурей: Ну революция-то давно не кумир. Ее давно никто не хочет. Хотя бы потому что она всегда несет с собою в нагрузку неоправданные жертвы.

Но речь о символической революции, об энергии протеста. В спорах вокруг авторских прав на книгу и коммерциализации бренда Pussy Riot  сгорает как раз энергия протеста. Я уж не говорю о невнимании к трагической конкретности судеб.

Дондурей: Я уже давно говорю о том, что  медиарейтинги, хоть и рождают прибыли, но губят мораль, людей, культуру, экономику, а может быть, и страну.

А интеллигенцию как класс, который профессионально занимается будущим, разве не обезоруживает неожиданная коммерциализация протеста?

Дондурей: Интеллигенция, увы, давно и активно участвует в окэшивании медиаэффектов, в превращении значимости в деньги.

Может быть, по непониманию? Солидарная защитная реакция интеллигенции не раз была знаком правды.

Дондурей: Волны медиаэффектов, увы, все это трансформировали.

Эксперты говорят, что за издание книги взялось издательство, склонное к выпуску желтых продуктов.

Дондурей: Желтизна  - самый легкий, доступный и быстрый способ продажи главного товара -  переживания информации. И под это - продажи "картин мира". Это один из самых скоростных и масштабных способов омассовления. Лишь 100 человек  читают "Улисса" Джойса, а тут рассказ о чем-то таком, что сразу даст мне внимание 5 миллионной аудитории  сегодня к вечеру. Мы ведь живем в массовом обществе. Именно в нем медиасобытия собирают огромные рейтинги. Это же не аристократическая культура начала 19 века, когда  было важно обращение к тем, кто приходит на бал в Зимний дворец. А сегодня и ученые, и миллиардеры могут быть членами массового общества. Это не связано ни  с научными степенями, ни с жизнью в пределах Садового кольца.

Что исключает нас из материала массового общества? Гуманные ценности и гуманитарный кругозор?

Дондурей: Сложные картины мира. Противоречивость восприятия и оценок реальности. Большое время, потраченное на чтение книг, обсуждение,  интерпретацию и рефлексию.

Литература