27.11.2012 00:32
Общество

Бизнесу позволят заниматься социальным обслуживанием населения

Бизнесу предложили заняться соцобслуживанием
Текст:  Елена Мишина
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (5946)
Началось активное обсуждение законопроекта, который касается почти 20 миллионов наших сограждан. Именно такое количество людей получают те или иные социальные услуги.
Читать на сайте RG.RU

Проект закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" предлагает отходить от типовых схем помощи, а составлять индивидуальный план для человека, который попал в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, он допускает в сферу соцзащиты коммерческие структуры. О том, как это будет работать, корреспондент "РГ" выясняла у замминистра труда и социальной защиты РФ Алексея Вовченко.

Законопроект предлагает допускать к оказанию социальных услуг частный бизнес. Возможно ли появление коммерческого интерната для престарелых?

Алексей Вовченко: Мы стараемся прежде всего вовлечь в сферу оказания услуг именно некоммерческие организации. Они могут быть поставщиками услуг, а их расходы в той или иной степени может оплачивать государство. Поэтому, если сети государственных учреждений не хватает или кто-то выполняет эту работу лучше, мы даем право бюджету региона выделять негосударственному сектору средства на оказание услуг.

Если человек (или его семья) в состоянии оплатить услуги, то он может обращаться в подобную организацию, как, например, и в сфере здравоохранения. Правда, в России их всего 1,2 процента, лишь около 30 тысяч человек получают соцуслуги в частных организациях - прежде всего это уход за престарелыми. Почему так не развита сфера частных организаций в сфере соцобслуживания? Наверное, тут вопрос в маржинальности, на которую могут рассчитывать частные предприниматели. Думаю, со временем они выйдут на нормальную норму прибыли и станут полноправными конкурентами на рынке.

Как вы оцениваете объем рынка социальных услуг?

Алексей Вовченко: Законопроект раскрывает ворота, а дальше региональные власти должны определяться сами. У них тоже есть задача - уменьшить очереди. А они есть: очередь только на стационарное обслуживание для престарелых - около17 тысяч человек, 30 тысяч ждут устройства в психоневрологический интернат.

В обоих типах учреждений услуги в принципе бесплатны. Но если бы были на рынке и коммерческие организации, то я больше чем уверен, для части этих людей родственники могли бы оплачивать пребывание в полном объеме. Но невозможно бесконечно раздувать государственную сеть, а потребность в таких домах будет существовать - население стареет. Поэтому для государственных и частных учреждений должна быть равная конкурентная среда.

В Пермском крае уже несколько лет социальные услуги передаются на аутсорсинг частным фирмам. В конкурсах часто выигрывают те, кто предлагает самую низкую цену. Качество при этом оставляет желать лучшего. Как отсеять недобросовестных поставщиков услуг?

Алексей Вовченко: Мы предусматриваем два способа доведения денег до поставщиков социальных услуг. Первый - непосредственно субсидия учреждению, второй - на конкурсной основе с использованием закона о госзакупках. А уже сам порядок субъекты должны будут определять на местах. Мы же в законопроекте задаем рамки этого понятия.

В проекте закона предусмотрены нестационарные формы обслуживания?

Алексей Вовченко: Конечно. Более того, один из главных принципов законопроекта - это обеспечение максимально возможной продолжительности нахождения человека дома, в привычной среде. Помещение в стационарное учреждение должно расцениваться как крайняя мера. Ключевым объектом по оказанию социальных услуг должен стать не дом-интернат, а трудная жизненная ситуация и, по возможности, вывод из нее человека или семьи.

Законопроект предлагает всем регионам самостоятельно определять стандарты социальных услуг. Кто будет контролировать местное нормотворчество?

Алексей Вовченко: В законопроекте предусмотрена обязанность регионов определять порядок оказания услуг и содержание социальных стандартов. Каркас для этого прописан. Учитывая разницу в доходах бюджетов разных регионов, наверное, не избежать различия в объемах и качестве этих услуг. Поэтому мы и говорим в законопроекте, что каждый должен установить свои стандарты. Мы стремимся уйти от того, чтобы все действовали только по указке из столицы. Потребность граждан и общественный контроль должны определять тот объем услуг, который должен быть в регионе. Было бы не совсем правильно нам искусственно занижать тот стандарт услуг, который может оказать регион. Но в любом случае, каждый локальный нормативно-правовой акт проходит экспертизу на соответствие федеральным законам в местных органах прокуратуры.

Одно из ключевых понятий законопроекта - "индивидуальная нуждаемость" в социальных услугах. Ее для каждого гражданина определяет межведомственная комиссия. Но, например, на Дальнем Востоке в областной центр порой можно добраться лишь самолетом!

Алексей Вовченко: Никто не говорит, что надо ехать в областной центр, чтобы определить эту нуждаемость. Закон устанавливает принцип, на основе которого должен определяться весь набор мероприятий по социальному обслуживанию. В то же время порядок реализации этих принципов регионы будут устанавливать сами, исходя из удобности, доступности и той организационной формы соцзащиты, которая есть в этом регионе. Они определят, в каком месте будет приниматься решение об индивидуальной нуждаемости. Понятно, что это не должна быть столица региона, иначе будет нарушен принцип доступности соцуслуг.

Соцзащита Госдума Минтруд