Хочу и еду
Как бы ни были забиты машинами улицы Воронежа, трудно отказать себе в удовольствии стоять в "пробке" в личном авто. Тем более что общественным транспортом из некоторых точек города не уехать.
- Если принять для ровного счета, что миллионный житель у нас уже родился, и вычесть несовершеннолетних и пожилых, то выйдет, что автомобиль есть едва ли не у каждого трудоспособного воронежца, - вычленил корень зла начальник городского УМВД Владимир Котов. - Плюс ведомственные авто и машины селян, работающих в Воронеже.
Пока дорожники мечтают ограничить въезд транспорта в центр, архитекторы разрешают строить там "элитное" жилье, офисные и торгово-развлекательные центры, куда люди не намерены добираться пешком. Стоянки же возле новых объектов несуразно малы.
- Граждане паркуются где попало, усугубляя заторы. В случае ДТП блокируется целая полоса движения. Есть улицы, которые "встают" во время дождя: канализация не справляется, - пояснил начальник УГИБДД по Воронежу Дмитрий Сафонов. - Падает скорость транспортного потока и из-за несвоевременного ремонта проезжей части. После раскопок полотно порой восстанавливают кое-как, образуются провалы. Пора вносить в мэрию очередное представление об устранении опасных дорожных условий.
Увы, в бюджете Воронежа отдельной строки на содержание улично-дорожной сети нет.
В 2011-2012 годах были реконструированы главные улицы. Но особых улучшений в УГИБДД не заметили. Следовало перенести остановки, снабдить их заездными карманами и поставить на разделительной полосе бордюры. Пока же, подчеркнул Дмитрий Сафонов, городское управление дорожного хозяйства лишь внесло непродуманное предложение по установке светофоров на нерегулируемых переходах. "Пробок" может стать только больше.
- Мы указывали мэрии на то, что коммунальная техника выходит убирать улицы в утренние часы пик. Улучшений не видно. Дорожники, коммунальщики и структуры, ответственные за пассажирские перевозки, действуют несогласованно, - добавил начальник УГИБДД. - Принята единая схема применения технических средств организации дорожного движения, но она не решает проблему "пробок". Надеемся с помощью гордумы хотя бы запретить разгрузку фур возле ТЦ с 6 до 23 часов. А мэрии предлагаем заключить договор на содержание парковок возле объектов сервиса и торговли с владельцами этих точек. Ваши клиенты ставят машины - вы и условия им создавайте. В центре можно сделать парковки платными.
Комиссары не в почете
За день в городе происходит больше ста ДТП. Иногда до 200 доходит. Чаще всего водители врезаются в другие авто и сбивают людей. Ждать инспекторов ДПС приходится по многу часов, и вокруг места аварии образуется плотный затор.
- Батальон ДПС - более 300 человек - всю смену занят только оформлением материалов по ДТП, - сообщил начальник городской полиции Владимир Котов. - Причем в 80 процентах случаев речь идет о незначительном повреждении, при котором водители могут сами нарисовать схему. Но люди либо договориться не могут, либо не надеются на себя и предпочитают дожидаться "гаишников". А "аварийных комиссаров" из страховых компаний не вызывают. Да, доверия к этой службе мало. Но не странно ли, что мы платим за полис и не требуем по нему обслуживания? Иногда люди вызывают для верности и комиссара, и инспектора, так еще и спорят с обоими!
В Воронеже, как и в других городах, оформлять схемы ДТП с малым ущербом уполномочена также коммерческая "Дежурная служба". Но горожане склонны экономить деньги, а не проведенное в ожидании время.
Отдельная тема - инвалиды, собирающие милостыню на перекрестках. Водители притормаживают, чтобы их не покалечить, и усугубляют "пробку". В общественном совете при городском УМВД полагали, что убирать попрошаек с проезжей части - долг полицейских. Но, по словам начальника ведомства Владимира Котова, эффекта от задержаний мало:
- Инспекторы каждый день доставляют нищих в райотделы. Так водители еще и протестуют! На мобильник снимают, какие бессердечные полицейские. Мы вправе только акт о нарушении ПДД составить и задержать "нищего" на три часа для установления личности. А потом деть его некуда, человек опять идет на дорогу зарабатывать. Это проблема общества, а не полиции. Инвалиды побираются на перекрестках до тех пор, пока водители им там кидают деньги. Перестаньте это делать - нищие переместятся на тротуар, где не создают опасности. Сердобольным людям никто не мешает создать фонд помощи нищим - мойте, лечите, кормите, создайте приют. Мы - "за".
Без тормозов
За девять месяцев текущего года на дорогах Воронежа погибло 65 человек - на 40 процентов больше, чем в 2011-м. Более половины - пешеходы, причем каждый второй переходил проезжую часть в неположенном месте. На этом было поймано свыше 12 тысяч человек, или десятая доля воронежских нарушителей ПДД. Водителей, не пожелавших пропустить людей на переходе, в сводках меньше (около 3,7 тысячи).
Столкновениям "двуногих" и "четырехколесных" способствует, помимо их нигилизма, хаос с дорожными знаками и разметкой. Осенью и весной многие "зебры" оказываются стертыми, из-за ремонта проезжей части временно исчезают "островки безопасности", бордюры и турникеты. Весной сотрудники УГИБДД установили, что не соответствуют нормативам более половины пешеходных переходов в городе. Из них 25 мэрия ликвидировала по решению суда - но где-то сохранились остатки "зебры", где-то - разрывы в ограждении. Воронежцев могут остановить только заборы (люди пересекают дорогу там, где привыкли) и - иногда - красный свет (светофоры на крупных улицах предлагается на ночь не выключать).
- Еще один наш бич - пьяные водители, - продолжил Владимир Котов. - В день задерживаем по 10-15 таких потенциальных убийц. Никаких 0,3 промилле им разрешать нельзя! Выпил - садись в такси. Автомобилисты стали просто неадекватными. А тем, кто видит их выкрутасы на дороге, не приходит в голову позвонить в полицию.
Самый опасный участок
В том, что на улице Антонова-Овсеенко в районе авторынка нужен регулируемый пешеходный переход, несколько месяцев убеждает мэрию региональный уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская. ДТП здесь происходят постоянно, и в 2009-м владельцы соседних гаражей (а их более 2,6 тысячи) обустроили переход на свои деньги. Все было согласовано с ГИБДД и властями. Однако через пару лет дорогу стали расширять, и переход исчез вместе с их светофором. Люди пересекают трассу с риском для жизни, к ближайшему переходу можно пробраться только по проезжей части либо по рельсам. После реконструкции "зебра" должна появиться, но возвращать "частный" светофор чиновники не намерены - мол, пешеходов на этом участке не так много. Однако пока пешеходный переход не регулируется, водители его не замечают: дорога новая, ровная... С сентября на Антонова-Овсеенко погибло четверо воронежцев, несколько человек получили травмы. Все пересекали улицу по правилам.
Учащихся автошкол сделают понятыми
Чтобы повысить культуру вождения, автошколам Воронежа предлагают направлять учащихся на практику в ГИБДД: подежурив с инспекторами, "чайники" увидят типовые нарушения правил езды и их последствия, а также помогут при задержании горе-автомобилистов в качестве понятых. А водителей маршруток в городе теперь набирают только после консультаций с "гаишниками" - чтобы отсечь тех, кто "на заметке".