06.12.2012 00:22
Общество

Мария Городова: Мы проигрываем битву за души наших детей

Кто воспитывает: школа, улица, Сеть?
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №282 (5955)
Читать на сайте RG.RU

"Мария, привет! В Интернете опять скандал: три девицы-малолетки - на вид симпатичные - хладнокровно избили незнакомую им сверстницу, сняли мордобой на видео, выложили зверство в Сеть. Начинала избиение одна - весело, под смех подружек. Била методично, жертва - четырнадцатилетняя школьница - не сопротивлялась. Обработав несчастную коленками и кулаками, юная садистка схватила девочку за волосы и принялась долбать ее головой о кирпичную стену. После того как бедолага упала, пинали ее уже все, причем одна живодерка напевала при этом какую-то тупую попсовую муть. Спугнул садюг случайный прохожий.

Когда ролик с издевательствами увидела мать избитой школьницы (девочка скрывала произошедшее от родителей), она кинулась в РОВД. Гестаповок вычислили. Дальше по схеме: Интернет бурлит; гимназия, где обучаются недоделанные, разводит руками: обычные девочки, не поймем, что на них нашло; мать главной зверины божится, что дочка у нее добрая; правоохранители талдычат: "Наказание только с шестнадцати".

Знаете, что больше всего возмущает? Ну уж не то, что историю замяли, а Интернет через три дня все забыл. В новостях по горячим следам показали совещание педначальства, так педагоги обвинили во всем соцсети. И нашли выход: пусть родители заведут страничку "ВКонтакте" и вывешивают там изречения великих людей, может, хоть так дети их прочитают. А еще рекомендовали посылать своим чадам смайлики в течение дня, чтобы "быть на связи".

Вам не страшно, что подобные шалости стали привычными? Где ж мы просмотрели наших детей?"

Виктор Иванович

Здравствуйте, Виктор Иванович! В статье "Линза времени", рассказывая, как наши прадеды анализировали духовные причины всенародных бедствий 1812 г., я вспоминала слова Ф.Н. Глинки - участника сражений с Наполеоном. "Французам вверено было драгоценнейшее сокровище в государстве - воспитание юношества. И французы, обращая все сие во зло для нас, извлекали из всего возможнейшую пользу для себя. Наполеон не прежде решился идти в Россию, пока не имел там тысячи глаз, вместо него смотревших... Подрывая коренные свойства народа, заражая нравы, ослепляя умы, соблазняя сердца лестью и золотом, одерживал он заранее победы в сей тайной, но всех других опаснейшей войне".

Поразительно, но и через два столетия, таких трагических столетия, мы не просто с преступной доверчивостью вверяем души наших детей кому попало - телевизору, Интернету, любым залетным охмурежникам, - но, похоже, даже и не задумываемся над тем, что воспитание молодой поросли - стратегически главное дело не только для каждой отдельной семьи - для всего государства. Что именно здесь, в сердце каждого ребенка, проходит линия фронта, битва за наше будущее. Битва, которую мы пока сокрушительно проигрываем.

Юность - самый опасный период жизни. Опасный не для окружающих, к чему так быстро приучили нас всех. Опасный в первую очередь для самого подростка. По слову святителя Феофана Затворника, это время вскипания телесно-духовной жизни: "Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять от напора волн". Величайший мыслитель XIX века всю жизнь исследовал человека. Причем это было не только теоретическое изучение духовного опыта других, жизнь святителя Феофана Затворника - путь личного осуществления святости.

Любимым предметом монаха, молитвенника и ученого было нравственное богословие - наука о нравственном сознании и морали в свете понимания человека как творения Божьего. Постигая движения человеческой души, рассматривая их через призму знаний о Божественном замысле и одновременно применяя к ним сведения из области психологии, физиологии, аскетики, мыслитель создал стройное учение о человеке. Но выяснение того, как работают и как взаимосвязаны в нас тело, душа и дух, не было самоцелью. Святитель Феофан показал направление духовного пути, очертил образ христианской жизни. И в рамках этого величайшего, нами еще не осмысленного труда отдельным колоссом высится педагогическая система святого, построенная на идее нравственно-воспитывающего обучения.

Итак, "краткий курс молодого бойца" - педагогическая система святителя Феофана. По материалам знаменитых уже Феофановских чтений, проводимых Издательским Советом Русской православной церкви.

1. Воспитание - "самое святое из всех святых дел". Обучение должно быть нравственно-воспитывающим. Вместе с развитием ума надо облагораживаеть и сердце.

2. "Полюбите детей, и они вас полюбят", "Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова". Любовь не есть всепрощение.

3. Постоянное причащение святых Христовых Тайн освящает и умиротворяет младенца, защищает его от темных сил.

4. С первых дней младенца через взор, голос, ласку рождается близость с дитем. Это путь общения душ ребенка и родителей через сердце, при этом один дух влияет на другой. Взор является внешним проводником влияния. Взгляд родителя может быть любящим, ласковым, поощряющим, строгим, укоризненным, прощающим и милующим. Взор - это точка встречи одной души с другой. Авторитет родителя устанавливается сначала через взгляд, а потом через слово. В юности, когда наступает период критического отношения к мнению родителей и их авторитет может быть поколеблен, именно взор восстанавливает разорванную связь.

5. Тело - орудие духа. Важны труд, умеренность в питании, закаленность, спокойное отношение к ушибам. Жизнь ребенка должна протекать так, чтобы не возбуждались его чувствительность и страсти.

6. Надо целенаправленно развивать в ребенке все силы души: ум, волю и сердце. Если воспитание идет правильно, то ум совершенствуется здравым рассуждением. Этому способствует постоянное общение с воспитателем, совместное решение возникающих проблем. Воля ребенка совершенствуется через послушание, приучение его к самоограничению. Сердце развивается сочувствием и совершением добра.

7. Высшие свойства души - страх Божий, совесть и молитва. Страх Божий устанавливает правильную иерархию в восприятии мира, рождает искреннюю молитву и освежает совесть. Развитию осознанности и совестливости помогает исповедь.

8. Формирование авторитета родителя, научение ребенка исполнять их волю. Если ребенок идет против воли родителей, те должны суметь склонить его к раскаянию.

9. Опасности подросткового возраста: жажда впечатлений, податливость к чужому влиянию, острая реакция на критику и при этом неспособность к критическому восприятию других. Трудности легче преодолеть, если у ребенка сформировано отношение к родителю как к авторитету, если он был приучен к дисциплине.

10. При преподавании надо апеллировать к духу ребенка. Если этого нет, получаемые знания не доводятся до сердца, а только "набиваются в голову, как песок, и дух от этого черствеет, приходит в высокоумие".

11. Юность - "время вскипания телесно-духовной жизни. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн... Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он - дом без ограды, преданный разграблению, сухой хворост, преданный горению в огне..."

12. Воспитание будет непосильным даже для самого лучшего педагога, если мы не будем прибегать к помощи Благодати Божьей.

Контакт

Ждем ваших писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru

Другие статьи Марины Городовой

Религия