11.12.2012 12:21
Экономика

Эксперт: Тамбовские черноземы находятся на грани исчезновения

Текст:  Валерий Погребной (Тамбов)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5958)
Сегодня в районах интенсивного хозяйственного освоения практически не осталось значимых по площади участков черноземов, сохранивших свое природное плодородие. Уникальные почвы, по праву являющиеся национальным достоянием России, находятся на грани исчезновения.
Читать на сайте RG.RU

Ученые считают, что в России в год исчезает по сантиметру плодородного слоя. Такими темпами мы можем потерять черноземы полностью уже в обозримом будущем. В чем причина столь резкого ухудшения их состояния? Одна из основных - в том, что почвы не являются самостоятельным объектом охраны и юридически не защищены. Некогда в Министерстве природных ресурсов РФ было управление по охране почв и земельных ресурсов, которое занималось формированием и применением соответствующей законодательной базы. Сейчас вы не найдете не только отдела, но и человека, который бы отвечал за охрану почв. Практически отсутствует государственный учет природно-хозяйственного качества и экологического состояния земель при их кадастровой оценке. В результате современное состояние черноземов достигло критического уровня.

Есть такой термин - потенциальное плодородие. Он характеризует валовые запасы в почве органического вещества и основных макро- и микроэлементов. С уменьшением содержания органики ухудшаются другие свойства черноземов, изменяется их структура. Исторически сложилось так, что собственники угодий на время "забрасывали" истощенные поля, то есть переводили их в залежь, чтобы через какое-то время вновь ввести в оборот. Великий ученый Василий Докучаев более века тому назад говорил о черноземном поле после естественного восстановления его плодородия в залежи: "Я не могу придумать лучшего сравнения для современного состояния чернозема. Он напоминает нам чистокровную арабскую лошадь, загнанную, забитую. Дайте ей отдохнуть, восстановить силы, и она опять будет никем не обгоняемым скакуном. То же и с черноземом: восстановите его зернистую структуру, и он опять будет давать несравненные урожаи".

По нынешним временам залежные земли и засеянные многолетними травами поля - непозволительная роскошь для большинства собственников. Считается, что лучше "накачать" пашню минеральными удобрениями и тем самым поднять эффективность плодородия искусственным путем. В 1970-80-е годы прошлого века в стране появились мощные предприятия по выпуску достаточно дешевых для сельхозпроизводителей минеральных удобрений. Их усиленное применение так или иначе способствовало повышению плодородия. Но сейчас картина иная - удобрения в основном идут на экспорт и в требуемых объемах не применяются. Возникает вопрос: как соблюсти баланс между потенциальным и эффективным плодородием?

Чернозем болен. Среди деградационных процессов, ухудшающих состояние почв, - истребление естественного растительного покрова и предельная распашка земель, эрозия, урбанизация окружающей среды и многое другое. Так, в Воронежской области в районах, расположенных на Среднерусской и Калачской возвышенностях, деградация почвенного покрова связана с развитием эрозии. Площадь таких почв за последние десятилетия неизмеримо возросла и достигает на отдельных участках от 30 до 70 процентов.

Минимально допустимый уровень содержания гумуса для черноземов колеблется от трех до пяти процентов. Если ниже - их плодородие резко падает

Сократились и запасы гумуса. Общая площадь так называемых смытых земель уже сегодня превышает миллион гектаров и в ближайшее время может удвоиться - за счет развития смыва на потенциально опасных в эрозионном отношении почвах. Анализ состояния плодородия, проведенный Государственным центром агрохимической службы "Тамбовский" несколько лет назад, показал, что в Тамбовской области 26 процентов площади пашни относятся к группе почв, в пахотном слое которых очень низкое (меньше 5 процентов) и низкое (от 5,1 до 6) содержание гумуса. До 7 процентов гумуса содержат 40 процентов площади пашни, 30 - от 7 до 8. При этом ряд ученых считает, что минимально допустимый уровень содержания гумуса для черноземов колеблется от трех до пяти процентов. Если ниже - их плодородие резко падает. Поэтому почвоведы считают такое положение дел катастрофическим, требующим неотложных мер по спасению "царя почв".

Кстати сказать, на Тамбовщине накоплен определенный опыт в этом направлении. Борьбу за плодородие здесь облекают в нормативные акты. Закон "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" определяет ее основные направления. Среди них - проведение мониторинга плодородия, создание соответствующих баз данных. Инвесторов, проявивших себя рачительными хозяевами, предполагается стимулировать. Предписан и порядок понуждения собственника к использованию участков по целевому назначению. Но, несмотря на принимаемые усилия, состояние почв в области не улучшается, а ухудшается. Подобная картина характерна и для других регионов Черноземья.

Что же происходит сегодня? В структуре посевных площадей центрально-черноземной зоны увеличивается доля пропашных культур (сахарной свеклы, подсолнечника и кукурузы), истощающих землю. Из года в год того же подсолнечника высевается больше, чем положено по нормам. Содержание гумуса резко падает. Чтобы восполнить его, необходимо внесение просто огромного количества питательных веществ, что в нынешних условиях невозможно. Сельское хозяйство ориентируется на рыночный спрос, а потому все больше зависит от конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. А нынешние хозяйствующие субъекты не спешат вкладывать средства на поддержание эффективного плодородия. К сожалению, большинство из них продолжает претворять в жизнь мичуринский лозунг: "Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". И берут - ничего не отдавая взамен.

Не менее, чем рыночные отношения, важны и правовые. Сегодня фактически все земельные ресурсы страны, включая и федеральные земли, находятся в распоряжении органов местного самоуправления, которые на практике осуществляют их отвод и перераспределение. В документах, удостоверяющих права собственности на земли сельхозназначения, не отражаются необходимые ограничения и обременения. Землеустроительные работы, по большому счету, свернуты. Если раньше каждое сельскохозяйственное предприятие было единственным землепользователем на своей территории, то сейчас в одну сельхозорганизацию входят сотни владельцев долей, а в отдельных хозяйствах - до тысячи и более, что окончательно запутывает земельные отношения.

Узел проблем надо распутывать - и ученые, и практики это прекрасно понимают. Не так давно состоялось совместное заседание Общества почвоведов им. В. В. Докучаева, секции сельскохозяйственных наук Центрального Дома ученых Российской академии наук, Международного Фонда славянской письменности и культуры. Его участники обсудили проблемы управления земельными ресурсами и качеством окружающей среды на муниципальном уровне. Ведущие ученые РАН, РАСХН, РАЕН, университетов, научно-исследовательских институтов были единодушны во мнении: сельскохозяйственные земли надо спасать. Участники встречи обратились в федеральные органы власти с просьбой предпринять неотложные меры по восстановлению и сохранению российского чернозема.

Что же предлагают ученые и практики? По их мнению, необходимо создать единую самостоятельную службу по охране почв и земельных ресурсов, провести комплексную оценку их экологического состояния: в первую очередь, надо понять, в каком состоянии сейчас наши уникальные черноземы, поставить им диагноз, а уж потом браться за "лечение". Специалисты также говорят о необходимости создания системы государственного экологического, земельного, агрохимического мониторинга и контроля. Существенным шагом вперед стало бы принятие на федеральном уровне закона об охране почв. Если восстановить вертикаль управления земельными ресурсами, провести инвентаризацию и реабилитацию черноземов, то можно будет говорить об их сохранности. Потеряно еще не все, но к делу надо приступать без промедления.

Земля Тамбов Центральная Россия