Накануне юбилея Родион Константинович и директор Московской филармонии Алексей Шалашов побывали на "Деловом завтраке" в "РГ".
Что меняется от юбилейных цифр 50-70-80 в вас самом? Как вы относитесь к юбилеям, существует ли приватная часть праздника или это, скорее, творческие отчеты?
Родион Щедрин: Эта цифра, которая опустится на днях мне на плечи, уже мобилизовала все мои внутренние ресурсы. Эта цифра очень серьезная. Я рад, что планируется замечательный фестиваль. Безмерно признателен Алексею Алексеевичу Шалашову и Валерию Гергиеву, которые примут участие в этом мероприятии.
Для меня является большой искренней радостью и то, что будут участвовать Плетнев и Юровский. И вообще хорошо, что я подхожу к этому финишу на своих ногах, на своих руках, с головой, которая еще работает. Так что Господь милостив.
Главное, что в России прозвучат новые партитуры, которые не звучали в нашей стране ранее. И помимо сочинения, которое было написано по письму Бетховена, также прозвучит "Клеопатра и змея", написанная для Зальцбургского фестиваля.
Родион Щедрин: Когда Московская филармония и Министерство культуры, которое тогда возглавлял Авдеев, рассказали мне о намерении организовать юбилейные концерты, я отметил, что хотелось бы, чтобы были какие-то сочинения в программе, которые в России еще не звучали.
Слава Богу, это намерение осуществляется. Будет три российские премьеры. Мне хотелось бы, чтобы московская и петербургская публика были осведомлены о моих работах.
|
Видео: Александр Шансков/ РГ |
Родион Щедрин: Что значит - шедевры? Слово шедевр будет произноситься или не будет, мы узнаем очень-очень не скоро. Но если посмотреть историю музыки - все, что осталось в истории, в основном было написано по заказу.
Мариинский театр организует концерты в честь Вашего юбилея. А вот Большой театр, где ставились ваши произведения, каким-то образом участвует?
Родион Щедрин: Я ведь сам не стучался ни в какие двери. В этом возрасте ходить с просьбами уже как-то не очень к лицу. Филармония сама решила осуществить юбилейные концерты и договорилась с Мариинским театром.
Алексей Шалашов: Никуда, ни в какие двери нам стучаться, тем более настойчиво, не приходилось. Валерий Гергиев посвящает большое количество своего времени премьерам Родиона Константиновича, и представляет их в мировых столицах: и оперные, и симфонические. Владимир Юровский уже в прошлом году осуществил постановку "Поэтории" в Лондоне. И очень хотел это повторить в Москве. Михаил Васильевич Плетнев уже приготовил свои предложения для этого концерта. Поэтому на нашу долю выпала такая удивительная миссия соединить все, и объединить это в серию, и организовать это. В общем, это такая радостная работа, приятная. Когда ты просто огромное количество стремлений творческих соединяешь вместе.
Как бы вы ни скрывали, но все знают, что вы пишете "Левшу" на открытие Маринки-2. О ненаписанном не говорят, но все-таки, почему "Левша"? Снова Лесков - это уже третья партитура на тексты Лескова - "Запечатленный ангел", "Очарованный странник", теперь "Левша". Почему вы выбираете Лескова, что можете сейчас рассказать об этой опере?
Родион Щедрин: Лесков всегда был созвучен происходящему в России. Сейчас особенно, сейчас он созвучен троекратно. Он не слишком знаменит на Западе. Имена Достоевского, Толстого, Чехова, Пушкина опережают на Западе другие литературные имена. Но не в этом дело. У меня была очень давняя мечта сделать именно "Левшу". Это ведь вовсе не сказка, а притча. И как всякая притча - имеет назидательный смысл. Там есть над чем задуматься. Это кратко. Иначе я могу рассказывать про эту оперу 24 часа, это как рассказывать о любимой женщине.
Три четверти партитуры уже готовы. Произведение будет двухактным, большим. В партитуре уже прописана раскладка голосов, хор. Народные инструменты будут задействованы.
Справка "РГ"
К юбилею Родиона Щедрина Московская филармония организовала четыре концерта: 16 декабря РНО сыграет во главе с Михаилом Плетневым, 21 - ГАСО с Владимиром Юровским, а 24 и 25 выступят оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ"