В этом году количество дорожно-транспортных происшествий в Прииртышье увеличилось на восемнадцать процентов. Аварии на магистралях нередко заканчиваются смертельным исходом. По данным ГИБДД, каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие в регионе происходит с участием детей и подростков. Причиной более 300 аварий стало неудовлетворительное состояние дорог.
- Идет необъявленная война против наших граждан, - так охарактеризовал ситуацию губернатор Омской области Виктор Назаров. - Если мы все вместе не примем надлежащих мер - нам эту войну не остановить. Нужно отработать по максимуму.
Особенно тревожит региональное правительство состояние дороги "Омск - Тюмень", которую в народе давно называют трассой смерти. На этой автомагистрали гибнут семьями. В ноябре здесь вновь произошло ДТП, которое потрясло всю страну: в столкновении неподалеку от села Бекишево разом погибло семь человек, в том числе двое детей. Местные жители утверждают, что трассу проложили на месте старого кладбища, поэтому на ней и происходят несчастья. Печально известную дорогу даже освящал батюшка. Однако специалисты уверены, что причины повышенной аварийности на трассе "Омск - Тюмень" отнюдь не мистические.
Узкая двухполосная дорога перегружена. На некоторых участках фуры, едущие навстречу друг другу, даже соприкасаются зеркалами.
- Пропускная способность дороги 1Р-402 давно не соответствует ее категории, - сообщил "РГ" исполняющий обязанности руководителя УГИБДД УМВД России по Омской области Сергей Шевченко. - Ежесуточно по ней проходит более 12,5 тысячи единиц автотранспорта. Для такого потока необходимо от четырех до восьми полос в каждом направлении и разделительная полоса между ними.
В ближайшее время минстрой региона намерен обратиться в правительство РФ с предложением о переводе дороги "Омск - Тюмень" в первую категорию. Без привлечения федеральных средств реконструировать трассу не под силу.
Впрочем, в модернизации сегодня нуждаются практически все городские магистрали. В последнее время сервис "Яндекс-пробки" все чаще фиксирует в Омске девятибалльные заторы. Затруднено движение не только на центральных улицах - в пробках стоят жители левого берега и Московки. В часы пик в городе и вовсе наблюдается транспортный коллапс.
Сотрудники ГИБДД ежедневно фиксируют на дорогах более сотни автомобильных столкновений. Все управления благо-устройства городских округов с наступлением зимы переведены на круглосуточный режим работы. Но дорожники не справляются со снегопадом и гололедом. Коммунальная техника, большая часть которой приобреталась еще в советское время, выходит из строя. Снег нередко просто сдвигается к обочинам. В результате из трех полос на магистрали получается две.
Впрочем, по мнению сотрудников госавтоинспекции, снежная зима лишь обострила проб-лемы дорожной сети, которые копились годами.
- Геометрические параметры улиц города не соответствуют темпам роста автомобильного парка, - говорит Сергей Шевченко. - Только за последний год количество транспорта, зарегистрированного в областном центре, увеличилось в полтора раза. Мы обратились с тревожными письмами в прокуратуру и департамент строительства области, в которых просим обратить внимание на сложившуюся ситуацию.
Пристроить стремительно растущий табун железных коней горожанам становится все сложнее. Проблема с парковками в Омске достигла пика. Металлические гаражи-ракушки власти выносят за пределы центра города. А в построенных многоярусных автохранилищах стоимость одного капитального бокса доходит до миллиона рублей, что большинству владельцев машин не по карману. В результате - автомобилями заставлены обочины магистралей и тротуары, а также газоны и детские площадки. Во многих дворах за кусок асфальта между жильцами разворачиваются настоящие сражения.
- Сегодня в Омске фактически перекрыто более полусотни улиц. Жители домов баррикадируют дворы от автомобилистов окопами, железными заборами, трубами и бетонными плитами, - говорит начальник отдела пропаганды ГУ МЧС России по Омской области Алексей Пурышев. - Бывают случаи, что из-за таких препонов пожарные машины не могут проехать к горящим зданиям, а врачи скорой помощи выносят пациентов на руках.
По оценкам проектировщиков, ни на одной из центральных улиц сегодня нет парковки, которая бы соответствовала всем правилам и требованиям. Из-за нехватки площадей машины тормозят перпендикулярно проезжей части - только так потом можно будет вписаться в бурный транспортный поток. Забиты автомобилями и остановки общественного транспорта.
За последние пять лет в Омске было капитально отремонтировано всего восемь улиц. Да и то, качество их покрытия до сих пор вызывает недоумение не только у автолюбителей, но и у правоохранительных органов. К примеру, улица Герцена получилась "танцующей", а по Красному пути пошли трещины. Автолюбители недаром возмущаются, что нередко деньги просто "закатывали в асфальт". Так, после ремонта автодорог на 5 и 7-ой Северной, Следственному комитету пришлось возбуждать уголовное дело по статье "Покушение на мошенничество в особо крупном размере". Следователи предполагают, что объемы работ были завышены, и в результате должностные лица обогатились на восемнадцать миллионов рублей. И это далеко не единственный уголовный эпизод.
Впрочем, большинство мероприятий из плана по развитию транспортной сети "Дороги города" вообще оказалось не выполнено. В частности, не был построен ни один из планируемых пятнадцати подземных переходов и трех мостовых переходов. Но самое обидное, что городские власти не смогли сохранить систему "Зеленая волна". Она была разработана именно в Омске и сегодня успешно используется во многих российских регионах. Светофоры на городских перекрестках давно работают сами по себе. Неудивительно, что при таком раскладе омичи вынуждены часами добираться до места работы.
Специалисты госавтоинспекции считают, что без введения координации работы светофоров снизить задержки транспорта не предоставляется возможным. Необходимо подключить светофоры в единую сеть - это возможно как через оптоволоконные линии передач, так и через GPRS.
Но финансирования ни на тот, ни на другой вариант пока не предусмотрено.
Недавно губернатору региона была предложена новая концепция развития дорожной сети. Говорят, достаточно эффективная. Правда, общая стоимость реализации "Дорожной карты региона" составляет более 150 миллиардов рублей.
- В правительстве уже создана рабочая группа, которая должна определить очередность строительства объектов по степени их важности, - говорит руководитель группы экспертов, начальник департамента транспорта и дорожного хозяйства минстроя региона Дмитрий Хрис-толюбов. - В любом случае, одной реконструкцией дорог ликвидировать пробки в городе нереально. Необходимо восстанавливать "Зеленую волну", строить наземные и подземные пешеходные переходы, делать дорожные развязки в разных уровнях.
Откорректированный проект "Дорожной карты региона" губернатору должны представить в конце января.
Тем временем
Пострадавшие на "убитых" магистралях автолюбители уже начали отстаивать свои права в судебном порядке. Недавно владелец "Мерседеса" получил компенсацию в сто тысяч рублей за то, что попал в выбоину на улице Масленникова и разорвал два колеса. Он не заметил ямы, потому что она была залита дождевой водой. А автолюбительница отсудила у омских дорожников шестьдесят тысяч рублей, сумев доказать, что она попала в аварию из-за просевшего на дороге асфальта. Автомобилисты надеются, что судебными исками смогут заставить чиновников и обслуживающие организации работать как следует. Ведь, как правило, после инцидентов деньги на ремонт дорожного полотна находятся моментально.