Законопроект сильно изменился, но принципиальные позиции остались теми же, что в первой версии: отсутствие начального профессионального образования, сочетание государственного и договорного регулирования, возможность дистанционного и семейного образования.
Появились новые важные понятия. Например, "конфликт интересов педагогического работника". Это ситуация, когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.
Дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми. Законопроектом предусмотрена поддержка талантливых детей и создание для них особых условий. А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие "инклюзивного образования".
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ.Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
В школе:
- преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
- индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
В вузах:
- результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующие за годом получения свидетельства;
- сокращен список льготников при поступлении;
- без вступительных испытаний идут победители и призеры олимпиад;
- дети-инвалиды, другие категории инвалидов принимаются в пределах квот (10%), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения вузов;
- бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.
На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются:
- дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
- граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
- чернобыльцы;
- дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.
Денис Мацуев, пианист, председатель Общественного совета при Минкультуры России:
- Принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет историческое значение для нашего музыкального образования. Ситуация была критической: по прежним формулировкам шансов сохранить профессиональную музыкальную школу в России не оставалось, и совсем скоро последствия были бы плачевными. Это ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте загружать их уроками математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке (как и балету, и живописи) с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит, сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире. Я очень благодарен поддержке и усилиям всех, кто добивался принятия этой поправки: министру культуры Владимиру Мединскому, Валерию Гергиеву, Владимиру Спивакову, Людмиле Швецовой, Марии Максаковой, которая, кстати, окончила Центральную музыкальную школу, многим другим. Мы ставили эти вопросы на Совете по культуре и искусству перед президентом, на совете при министерстве культуры, в Госдуме. И нас услышали!
Подготовила Ирина Муравьева.