24.12.2012 00:20
Авто

Скорость на дорогах с выделенными полосами снизилась на 30 процентов

Скорость на дорогах с выделенными полосами снизилась на 30%
Текст:  Светлана Батова
Российская газета - Столичный выпуск: №296 (5969)
По обнародованным данным аналитического центра "Эшелон-Геолайф" средняя скорость на столичных улицах, где организовали выделенные полосы для общественного транспорта, упала за год на тридцать процентов. А стоила ли овчинка выделки, поехали ли пассажиры автобусов и троллейбусов быстрее за счет индивидуалистов? В этом попыталась разобраться обозреватель "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Недавно были открыты еще четыре полосы. После этого интернет уже привычно захлебнулся "Парализовано движение на Алтуфьевском шоссе!". Такие сообщения появляются после каждой новой "полоски". С момента открытия первой выделенки на Волоколамском шоссе прошло уже три года. Сейчас их уже почти 160 км на 17 участках улично-дорожной сети. К концу следующего года будет почти 250. Но едут ли эти уже сотни километров, отобранных у автомобилистов? Или правда, все захлебнулись, и автобусы за собой потащили?

Департамент транспорта утверждает - да, скорости выросли. Ненамного - по последним декабрьским данным заммэра по транспорту Максима Ликсутова - в среднем на 7,3 процента, хотя еще пару месяцев назад дептранс приводил данные - 15-20 процентов. В среднем - это значит, что где-то есть и 30 % повышение скоростей. Нередкий сейчас случай - с дептрансом согласны и общественники. По словам Александра Чекмарева, эксперта центра "Пробок.нет", действительно - автобус и троллейбусы поехали быстрее. Причем, у Александра данные еще более оптимистичные, чем у чиновника - быстрее на 15 процентов.

И это, по сути, только начало. Сейчас удалось только частично выжить водителей частного транспорта с выделенки - многих так до сих пор и не напугал штраф в 3000 рублей. Ищут лазейки, где "можно заехать", учат наизусть места, где стоят камеры. Но в арсенале города еще установка делиниаторов - сейчас они есть только на нескольких участках. Но там, где они появляются, по данным Александра Чекмарева, количество заездов на линию ОТ, сокращается в четыре раза.

Прав ли дептранс, или лукавит со статистикой, все москвичи смогут проверить уже очень скоро. Данные о скорости передвижения общественного транспорта будут общедоступными. Город заканчивает строительство интеллектуальной транспортной системы, опирающейся на данные 2500 датчиков движения. Кроме того, столичные власти уже договорились со всеми сотовыми операторами о передаче обезличенных треков передвижения абонентов - для калиборовки данных. Сейчас узнать скорость общественного транспорта по полосам особенно не откуда - "Яндекс" измеряет общую скорость потока, автомобили-измерители "Эшелон-Геолайфа" тоже по выделенным полосам ездить не имеют права. Информация о скорости передвижения автобусов будет доступна в интернете.

"Люди скорей будут высказываться, если им что-то не нравится. Если их все устраивает, то они этим просто будут пользоваться", - говорит Чекмарев, - "Но даже к нам пошло огромное количество писем летом, когда появились слухи о закрытии нескольких выделенных полос - москвичи просили их оставить. Можно провести аналогию с турникетами. Когда их вводили - была масса недовольных. Но сейчас, когда прошло больше пяти лет, кто-то смирился, кто-то ушел на маршрутки. Скорее всего, и к выделенным полосам так же привыкнут".

Собственно уже привыкают. В виртуальном обсуждении исследования "Геолайфа" в "Живом журнале" все больше голосов людей, в том числе, и заядлых автомобилистов, понимающих, что сколько бы места у машин не было, они займут его все, рано или поздно, и скорость упадет до минимальных цифр. Годом раньше, годом позже, это бы все равно случилось. А выделенные полосы для общественного транспорта останутся надолго, если не навсегда.

Прямая речь

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики":

"Было бы очень странно, если при сокращении числа полос для автомобильного движения с четырех до трех, или же с трех до двух скорость автомобильного потока осталась прежней. Смысл введения обособленных полос заключается (если говорить честно!) в том, чтобы общественному транспорту стало лучше, а автомобилям - хуже. Такая ситуация является абсолютно справедливой в случае, когда автобусы и троллейбусы везут по своей обособленной полосе по крайней мере полторы тысячи пассажиров в час, то есть заметно больше, чем смогли бы провести по той же полосе легковые автомобили. В противном случае следует сделать вывод, что место для обособленной полосы выбрано неправильно.

Отвечая на вопрос о том, как можно отучить автомобилистов залезать на полосы, выделенные для общественного транспорта, я каждый раз вспоминаю реплику своего американского друга и коллеги Вукана Вучика: "Если в вашем городе автомобилисты приучены ездить строго по правилам, то смело вводите полосы ONLY BUS. Если вы еще не преодолели этот рубеж транспортной культуры, то вам следует предпочесть трамваи на инженерно-обособленном рельсовом полотне. Туда уж точно никто не залезет!".

Дороги Москва Столица