24.12.2012 00:20
Рубрика: Дороги

Места всем не хватит

Скорость на дорогах с выделенными полосами снизилась на 30%
По обнародованным данным аналитического центра "Эшелон-Геолайф" средняя скорость на столичных улицах, где организовали выделенные полосы для общественного транспорта, упала за год на тридцать процентов. А стоила ли овчинка выделки, поехали ли пассажиры автобусов и троллейбусов быстрее за счет индивидуалистов? В этом попыталась разобраться обозреватель "РГ".

Недавно были открыты еще четыре полосы. После этого интернет уже привычно захлебнулся "Парализовано движение на Алтуфьевском шоссе!". Такие сообщения появляются после каждой новой "полоски". С момента открытия первой выделенки на Волоколамском шоссе прошло уже три года. Сейчас их уже почти 160 км на 17 участках улично-дорожной сети. К концу следующего года будет почти 250. Но едут ли эти уже сотни километров, отобранных у автомобилистов? Или правда, все захлебнулись, и автобусы за собой потащили?

Департамент транспорта утверждает - да, скорости выросли. Ненамного - по последним декабрьским данным заммэра по транспорту Максима Ликсутова - в среднем на 7,3 процента, хотя еще пару месяцев назад дептранс приводил данные - 15-20 процентов. В среднем - это значит, что где-то есть и 30 % повышение скоростей. Нередкий сейчас случай - с дептрансом согласны и общественники. По словам Александра Чекмарева, эксперта центра "Пробок.нет", действительно - автобус и троллейбусы поехали быстрее. Причем, у Александра данные еще более оптимистичные, чем у чиновника - быстрее на 15 процентов.

И это, по сути, только начало. Сейчас удалось только частично выжить водителей частного транспорта с выделенки - многих так до сих пор и не напугал штраф в 3000 рублей. Ищут лазейки, где "можно заехать", учат наизусть места, где стоят камеры. Но в арсенале города еще установка делиниаторов - сейчас они есть только на нескольких участках. Но там, где они появляются, по данным Александра Чекмарева, количество заездов на линию ОТ, сокращается в четыре раза.

Прав ли дептранс, или лукавит со статистикой, все москвичи смогут проверить уже очень скоро. Данные о скорости передвижения общественного транспорта будут общедоступными. Город заканчивает строительство интеллектуальной транспортной системы, опирающейся на данные 2500 датчиков движения. Кроме того, столичные власти уже договорились со всеми сотовыми операторами о передаче обезличенных треков передвижения абонентов - для калиборовки данных. Сейчас узнать скорость общественного транспорта по полосам особенно не откуда - "Яндекс" измеряет общую скорость потока, автомобили-измерители "Эшелон-Геолайфа" тоже по выделенным полосам ездить не имеют права. Информация о скорости передвижения автобусов будет доступна в интернете.

"Люди скорей будут высказываться, если им что-то не нравится. Если их все устраивает, то они этим просто будут пользоваться", - говорит Чекмарев, - "Но даже к нам пошло огромное количество писем летом, когда появились слухи о закрытии нескольких выделенных полос - москвичи просили их оставить. Можно провести аналогию с турникетами. Когда их вводили - была масса недовольных. Но сейчас, когда прошло больше пяти лет, кто-то смирился, кто-то ушел на маршрутки. Скорее всего, и к выделенным полосам так же привыкнут".

Собственно уже привыкают. В виртуальном обсуждении исследования "Геолайфа" в "Живом журнале" все больше голосов людей, в том числе, и заядлых автомобилистов, понимающих, что сколько бы места у машин не было, они займут его все, рано или поздно, и скорость упадет до минимальных цифр. Годом раньше, годом позже, это бы все равно случилось. А выделенные полосы для общественного транспорта останутся надолго, если не навсегда.

Прямая речь

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики":

"Было бы очень странно, если при сокращении числа полос для автомобильного движения с четырех до трех, или же с трех до двух скорость автомобильного потока осталась прежней. Смысл введения обособленных полос заключается (если говорить честно!) в том, чтобы общественному транспорту стало лучше, а автомобилям - хуже. Такая ситуация является абсолютно справедливой в случае, когда автобусы и троллейбусы везут по своей обособленной полосе по крайней мере полторы тысячи пассажиров в час, то есть заметно больше, чем смогли бы провести по той же полосе легковые автомобили. В противном случае следует сделать вывод, что место для обособленной полосы выбрано неправильно.

Отвечая на вопрос о том, как можно отучить автомобилистов залезать на полосы, выделенные для общественного транспорта, я каждый раз вспоминаю реплику своего американского друга и коллеги Вукана Вучика: "Если в вашем городе автомобилисты приучены ездить строго по правилам, то смело вводите полосы ONLY BUS. Если вы еще не преодолели этот рубеж транспортной культуры, то вам следует предпочесть трамваи на инженерно-обособленном рельсовом полотне. Туда уж точно никто не залезет!".