На роль наиболее удобного "носителя" финансовой информации претендуют сегодня мобильные телефоны. Они все более увереннее расширяют свое место в нашей жизни, заменяя фото- и видеокамеры, игровые приставки, бумажные книги и ноутбуки. И все прочнее он входят в нашу жизнь в качестве платежного средства. По данным исследовательской компании Juniper Research, объем рынка мобильной коммерции в мире к 2013 году составит $600 млрд, а через 5 лет аудитория этого рынка вырастет до 2,1 млрд абонентов. При этом для того, чтобы совершать мобильные платежи, уже не обязательно использовать Интернет в качестве посредника или открывать счет в банке - любые покупки можно оплачивать со счета сотового оператора при помощи смс-команд. Для этого используются виртуальные карты, которые "вшиваются" в мобильный телефон и могут быть "привязаны" к любому источнику средств, будь то счет в банке или счет оператора.
Но и в этой области инновации не стоят на месте. Виртуальные карты - логичный этап развития электронной и мобильной коммерции на пути к бесконтактным технологиям - так называемым NFC (англ. Near field communication), которые позволяют получать доступ к счету и осуществлять платежи на бесконтактной основе: не надо вообще нажимать на кнопки или прикасаться к экрану, достаточно поднести телефон со встроенным чипом к специальному терминалу, и необходимая сумма списывается со счета.
Технологию NFC нельзя назвать новой, она основана на стандартах передачи данных, давно применяемых в радиочастотных метках (RFID). Но в отличие от "прародителей", NFC больше ориентирована на массовое использование. Именно поэтому на роль "носителя" NFC-чипа идеально подходит мобильный телефон - устройство столь же массовое, сколь и индивидуальное, а главное - неразлучное со своим владельцем.
Сегодня сфера применения данной технологии весьма разнообразна. Самые широкие возможности технология NFC предоставляет в области электронной коммерции. Простейшие примеры - покупка товаров в магазинах, оплата за парковку, регистрации на рейс, доступ в музеи и т.д. Эти возможности уже широко задействованы в развитых странах - Японии, Корее, Тайване, США. NFC-сканеры стоят, например, во всех ресторанах McDonald's в Великобритании.
Технологии NFC действительно хорошо "заточены" под повседневную жизнь и идеально подходят для того, чтобы упростить многие ее сферы - например, транспорт, эффективность которого напрямую зависит от быстроты прохода пассажиров и отсутствия очередей за проездным билетом. Оплатить проезд в общественном транспорте с помощью мобильного телефона уже можно в Гонконге, Сингапуре и Токио. Первые тестовые работы ведутся сотовыми операторами на метрополитене в России.
Не менее перспективным NFC-пользователем является медицина. Представьте, какое количество информации о каждом человеке - рецепты, страховые полисы, история болезни - в разрозненном виде хранится на бумаге в десятках медицинских архивах? И как сложно бывает восстановить эти данные, меняя больницы, города и страны. C помощью NFC всю историю здоровья человека можно хранить в одном чипе так же, как и получать мгновенную информацию в экстренных ситуациях: группа крови, аллергия на лекарства и т.д. - достаточно приложить мобильный телефон к специальному терминалу.
NFC - это сфера, где можно не ограничивать фантазию. Это технология будущего, которая работает уже сегодня. Вопрос исключительно в том, как быстро она будет проникать в различные сферы нашей жизни. В этом году компания Intel включила NFC в свой футурологический прогноз как технологию, которая в самое ближайшее время станет неотъемлемой частью большинства мобильных устройств. По оценкам Juniper Research, мировой объем транзакций с помощью NFC к 2014 году превысит 110 млрд долл.
Тем не менее далеко не все эксперты оптимистичны в своих оценках потенциала и скорости проникновения технологий "ближнего взаимодействия" в нашу жизнь. Некоторые участники рынка до сих пор относятся к NFC настороженно и не спешат присоединяться к "пропагандистам". Например, банки, что не удивительно, так как масштабное развитие технологии потребует от них значительных инвестиций в обновление инфраструктуры. Сотовые операторы тоже не торопятся с активными действиями в этой области. Они боятся, что масштабное развитие NFC будет неизбежно связано с многочисленными скандалами вокруг privacy и защиты личных данных. Но самое сложное - это достижение договоренности между всеми участниками рынка: банками, сотовыми операторами, производителями мобильных телефонов, ритейлерами и т.д. Инерционность мышления и неготовность к компромиссам и перераспределению доходов - самые труднопреодолимые барьеры технического и экономического прогресса. NFC-игрокам приходится с трудом прорываться на рынок, расшатывая платежные модели, "окаменевшие" в своей неизменности на протяжении десятков лет.
Это относится и к рядовым пользователям: очень сложно учить людей чему-то, что они еще никогда в жизни не делали, например, воспитывать у них привычку касаться телефоном каких-либо объектов или поменять металлический ключ от квартиры на виртуальный. Но это вопрос времени и готовности компаний-участников рынка к активному продвижению нововведений. В конце концов, заказывать товары через Интернет и читать электронные книжки мы тоже научились не сразу.