Понимая, насколько каждому из нас трудно вырваться из круговерти повседневных забот, насколько мы все поглощены сиюминутным, Церковь готовит человека к тому, чтобы он смог духовно воспринять события, лежащие в основе праздника. Для такого духовного предуготовления нас к принятию явлений из мира вечного и устанавливаются многодневные посты. Ведь во время поста человек становится более чутким к духовному воздействию, восстанавливается истинная иерархия в нем самом: тело подчиняется духу, сиюминутное отходит на задний план бытия. Сорокадневный Рождественский пост - один из четырех многодневных постов - готовит нас к встрече родившегося Христа. Начавшийся 28 ноября, он заканчивается накануне праздника Рождества Христова, а сам день кануна называется Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова. Словом "навечерие" называют день накануне праздника, например, день, предшествующий Рождеству Христову - это Навечерие Рождества Христова, а день накануне праздника Крещения, или Богоявления - Навечерие Богоявления.
Священники не устают повторять, что сам по себе пост - не цель, он только средство, помогающее человеку сосредоточиться на духовной жизни. И верное "духовное наполнение" может дать только участие в богослужении. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Пришествие Христа. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. Причем, чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника - Рождественский сочельник - день самого строго поста. В этот день не принято есть "до первой звезды". В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только "сочиво" - отварные зерна пшеницы, или риса, с медом - блюдо, которое и дало название дню накануне праздника Рождества Христова.
А сам пост закончится только после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии. Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.
На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить родившегося Христа. А ночью 6 января начинается праздничная ночная Литургия, называемая Всенощное бдение. В большинстве храмов Всенощные бдения совершаются только два раза в год: на Рождество Христово и на Пасху. Перед началом Всенощного бдения "бывает благовест (т. е. специальный вид перезвона церковных колоколов) и трезвон во вся". Начинается празднование рождения Христа.