11.01.2013 00:16
Спорт

Николай Лопухов: В Оберхофе была победа всего российского биатлона

Наши "стреляющие лыжники" продолжают попадать на пьедестал
Текст:  Тимофей Борисов Илья Трисвятский
Российская газета - Федеральный выпуск: №3 (5979)
Благодаря практически идеальной стрельбе (один дополнительный патрон на 40 мишеней) женская сборная России завоевала эстафетное "серебро" на стартовой гонке пятого этапа Кубка мира в немецком Рупольдинге. За нашу команду бежали Екатерина Глазырина, Ольга Вилухина, Екатерина Шумилова и Ольга Зайцева. Победу одержала Норвегия. "Бронза" у Чехии.
Читать на сайте RG.RU

Серия успешных выступлений наших биатлонистов продолжается. Напомним, что на предыдущем январском этапе в Оберхофе были одержаны четыре победы - три в личных гонках (отличились Дмитрий Малышко и Зайцева) и еще одна в мужской эстафете.

В Рупольдинге начиналось все не очень хорошо. Глазырина, хоть и отстрелялась без промаха, не удержалась на крутом спуске во время третьего круга и упала, потеряв минимум десяток секунд. Вот и получилось, что выйдя с огневого рубежа второй, Екатерина передавала эстафету Вилухиной лишь десятой.

Ольга Вилухина подтянула команду России до четвертой позиции и отправила Шумилову на третий этап немногим позже лидировавших немок. У России первая и единственная осечка случилась лишь тогда, когда Шумилова повела стрельбу из положения стоя. К тому моменту усилиями Сюнневе Сулемдаль вперед вышла Норвегия. На заключительном этапе лучший спортсмен этой страны в 2012 году Тура Бергер вела огонь со скоростью автомата, затратив минимум времени на разбитие всех мишеней. Наша Ольга Зайцева отработала отлично и сохранила за сборной России второе место.

О биатлонной "кухне" "РГ" рассказал старший тренер мужской сборной России по биатлону Николай Петрович Лопухов.

Блестящие результаты наших мужчин очень радуют, а вот за женщин остается тревога. С чем связано то, что есть заметная разница между сборными? Физподготовка, психология, или что-то еще?

Николай Лопухов: Как патриот России, я не разделяю наши команды на мужские и женские. В Оберхофе была победа, я считаю, всего российского биатлона. Сегодня лучше оказались мужчины, а завтра, возможно, проявят себя женщины.

А может, это связано с тем, что женщин тренирует немецкий специалист, то есть это немецкая школа, а в мужской сборной собрались только российские специалисты?

Николай Лопухов: У нас действительно в тренерском мужском штабе подобрался коллектив, который воспитан на великой советской биатлонной школе. Но и Вольфганг Пихлер знает свое дело. Немецкая тренерская школа многочисленными победами немецких биатлетов также давно всем все доказала. А то, что наши девушки на нынешнем этапе кубка мира не показали все, на что способны, может зависеть и элементарно от удачи.

Насколько элемент удачи важен в биатлоне с вашей точки зрения?

Николай Лопухов: Она играет большую роль, поскольку биатлон - это гармония многих качеств. Как в стрельбе, так и в подборе кадров обслуживающего персонала, в выборе смазки, лыж, патронов.

Даже от патронов зависит?

Николай Лопухов: Да. Мы же проводим замеры, отстреливаем патроны в специальных камерах в мороз, в слякоть. Подбираем патроны под каждый ствол. Это довольно кропотливая работа, которую мы проводим в период подготовки к сезону.

Получается, что каждая команда использует свои патроны, и это является секретом фирмы, точнее команды?

Николай Лопухов: Конечно. Так же как в автомобильной отрасли есть много марок автомобилей, так же и в патронной. Казалось бы, набор составляющих одинаков - мотор, колеса, коробка передач, а все машины разные. Так же и в патронной отрасли. Подбираются пороха, экспериментируют с самой пулей. Это целая наука.

То есть можно сказать, что когда зрители видят на лыжне бегущего спортсмена, то вместе с ним невидимо бежит еще целая толпа людей, от сервисеров до оружейников? Как айсберг, где наверху лишь малая часть.

Николай Лопухов: Да. Плюс тренеры, специалисты по спецподготовке, массажист, врач, биохимик.

Так, по старинке, как было раньше - надел лыжи и побежал - уже давно никто не бегает. Биатлонная мысль работает по разным направлениям, совершенствуя различные технологии. Биатлон развивается.

Как только вы сказали врач и биохимик, я внутренне напрягся. Это не связано с какими-то новыми биотехнологиями, допингом?

Николай Лопухов: Нет. Биохимик просто смотрит по результатам анализов спортсменов после тренировок и гонок, насколько догружен или недогружен человек, какой уровень кальция, магния и других макро- и микроэлементов в организме спортсмена и какую работу сегодня он способен выполнять, какие под его индивидуальный организм требуются восстановительные процедуры, где есть потенциал.

Наша сборная сейчас стреляет российскими патронами?

Николай Лопухов: Главное, что специалисты наши. И Гербулов, и Коновалов много работают в этом направлении. Это работа и с самими заводами-производителями. Даже у одного производителя все стволы получаются разные. Наши тренеры выбирают из нескольких стволов лучшие. Какие патроны использовать, решают наши специалисты, и этот процесс также индивидуальный под каждого спортсмена. Биатлонист, винтовка и патрон должны составлять единое целое.

Таким же образом, наверняка, идет технологическое развитие и в области лыж и смазки к ним?

Николай Лопухов: Естественно. У каждого спортсмена по тридцать-сорок пар лыж. На них специальными машинами наносятся штам-шлифты, своеобразные рисунки, которые также индивидуальны. Рисунок на холод, рисунок на тепло, на мягкий снег, на рыхлый. Кроме того, применяются различные порошки, парафины.

Это раньше все было просто. Одна мазь <плюс десять - минус тридцать>. И потерпеть. А теперь - целое искусство. Сервисмены встают очень рано. Они пробуют, экспериментируют, подбирают, но бывает, что к началу гонок погода резко изменилась и все пошло насмарку. Тут тоже присутствует элемент удачи.

То есть, хотели "хай тек", а получилось "хай так".

Николай Лопухов: Да. Бывает, что спортсмен готов физически хорошо, а лыжи не бегут.

В чем заключает работа тренера? Порой болельщики полагают, что это некая символическая фигура, которая только для антуража любуется в свой бинокль стрельбой спортсменов, подобно тому, как на флоте красивый капитан в белой фуражке красуется на капитанском мостике, внушая пассажирам уверенность одним своим видом.

Николай Лопухов: Задача тренера организаторская - подобрать коллектив, создать здоровый микроклимат в семье, то есть в команде. Следить, чтобы весь организм функционировал без сбоев и предупреждать возможные разлады. Надо выявлять сильные и слабые стороны спортсмена, которые всегда есть. А после этого развивать сильные и маскировать, как макияжем, слабые. Ну и конечно, правильно подготовить спортсмена. Не на один-два старта, а на сезон и олимпийский цикл.

Вы уж извините, но я случайно подсмотрел тут вашу послегоночную летучку. И мне очень понравилось наблюдать, как весь ваш тренерский штаб собрал команду в лифтовом фойе на втором этаже гостиницы. Ребята, каждый из которых звезда, рядком, скромненько, сидели в трико и тапочках прямо на полу вдоль стены возле лифтов. Не стесняясь проходящих мимо пораженных посетителей отеля. Это была атмосфера, как разговор родителей с сыновьями в большой семье. А вы вообще когда-нибудь повышаете голос?

Николай Лопухов: Я пришел в биатлон из лыж. И раньше, когда работал с женщинами, то приходилось иногда повышать голос. А теперь, видимо, с опытом пришло осознание, что есть более действенные способы донести тренерскую мысль до спортсмена.

Есть ли в команде психолог?

Николай Лопухов: Поначалу мы хотели взять в команду психолога, но оказалась существует проблема. Не финансовая, не организационная, а именно психологического плана. Психологи в силу своей профессии автоматически замыкают на себя очень много функций, формируя авторитарный стиль. Я, мол я, вот слушайте меня, у меня научные методики. И это вносит разлад в общий настрой. И мы решили отказаться от психолога. Тем более, что тренер как раз и несет своей работой частично нагрузку психолога.

Но совсем без лидера нельзя. Есть ли лидер в команде?

Николай Лопухов: Есть. Это олимпийский чемпион Евгений Устюгов. Он всегда поддерживает ребят, организует. К нему прислушиваются.

Но Устюгов по причине пищевого отравления не бежал в эстафете 4 января. Однако и без его участия ребята взяли золото. Чье место он займет, когда поправится? И нужно ли с психологической точки зрения что-то менять теперь, когда и так лучше некуда?

Николай Лопухов: Надо всегда смотреть, кто на данном этапе лучше готов функционально. Это спортивный принцип. Сегодня ты, завтра я, ничего страшного тут нет. У нас в команде нет профессиональной ревности.

Расстраивает ли вас и ребят, критика, которая иногда проскакивает в прессе. Вы позволяете вообще читать ребятам что-то перед гонками в интернете?

Николай Лопухов: Да, мы следим за публикациями, в курсе настроений прессы, знакомимся с рецензиями. Бывает и расстраиваемся - задевает, что зачастую специалисты от биатлона же и настраивают публику против спортсменов и команды. Не знаю, с чем это связано - кто-то кого-то когда-то обидел или просто зависть какая-то, но читать это все очень неприятно!

Но что меня поразило, так это интерес России к биатлону и то, как болельщики хорошо осведомлены. Недавно в Уфе на молодежных соревнованиях стоял с секундомером на трассе среди зрителей, молодых ребят и девушек. Меня не узнали, а я подслушал их разговор между собой и поразился их информированностью. Они, помимо прочих, обсуждали Русинова, все знали о нем. А ведь он даже не член сборной.

Потом познакомились, оказались, что все из разных мест - и из Питера, и с Украины, из Белоруссии, из Киргизии. А в Хохфильцене на трассе мне даже как-то помогли зрители из Питера, поскольку по рации не всегда все услышишь. А у них, тогда были с собой планшетники, и все результаты стрельбы они мне сразу говорили, глядя в интернете.

С какими из других команд у вас наиболее теплые отношения?

Николай Лопухов: Конечно, с Украиной и Белоруссией. Тут большую роль играет наше славянское братство, и мы всегда поздравляем друг друга.

На русском общаетесь?

Николай Лопухов: Да, мы же все-таки все представители советской школы. Мы и они вообще не обращаем внимание на языки. И политикой не занимаемся.

Кроме того, поддерживаем отношения и с казахами, с прибалтами, с болгарами. С их сборными, как правило, работают все специалисты из России. С болгарами, например, сейчас работает наш российский тренер Коля Захаров. Он долго жил в Белоруссии, а сам выходец из Тюмени.

Но и с другими командами и спортсменами отношения хорошие. Особенно у ребят. После эстафеты в столовой к ребятам подошел норвежец Тарей Бё и всех лично поздравил.

Как у нас обстоят дела с подрастающим поколением? Насколько мне известно, наставников других команд очень волнует проблема молодежи.

Николай Лопухов: В мужском биатлоне этой проблемы не стоит, поскольку конкуренция очень высокая. На подходе есть талантливые ребята. Но пока и в нынешней сборной у нас состав стабильный.

Биатлон