08.02.2013 00:10
Культура

Вышла в свет антология польской поэзии на русском языке

Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №27 (6003)
Польская поэзия. - М.: МАГИ, 2012. Составители Сергей Гловюк и Александр Навроцкий. (Серия "Славянская поэзия XX-XXI. Из века в век).
Читать на сайте RG.RU

Эта замечательная антология польской поэзии на русском языке является завершением фундаментального труда по изданию десяти книг, охватывающих всю лучшую поэзию на славянских языках, переведенную на русский язык нашими лучшими поэтами и переводчиками. Его инициатором и бессменным вдохновителем стал известный поэт и переводчик Сергей Гловюк. Кстати, за создание тома польской антологии он удостоен звания Заслуженного деятеля культуры Республики Польша.

В романе И. С. Тургенева "Накануне" герой-болгарин Инсаров говорит справедливые слова: все русские должны знать хотя бы один другой славянский язык. Почему я, болгарин, говорю по-русски, а вы, русские, нет?

Перефразируя Инсарова, можно сказать, что каждый русский должен знать хотя бы по одному стихотворению другого славянского народа. В какой-то степени данное 10-томное издание эту миссию и выполняет. И замечательно, что этот проект был в свое время поддержан министерством культуры РФ и Роспечатью.

Представлены македонская, сербская, болгарская, белорусская, украинская, чешская, словацкая, хорватская, словенская поэзия. И вот наконец вышла польская антология. Фактически охвачен весь славянский поэтический мир.

Что касается новейшей польской поэзии, то, по мнению Сергея Гловюка, она родилась по окончании Первой мировой войны. В то время в Польше зародились два направления: пришедший с Запада авангард и поэтика, обращенная к традициям, в том числе к традициям русской поэзии.

Поэтический бум начался в середине 50-х годов. К поэтам, которые дебютировали ранее, как, например, Тадеуш Ружевич и Вислава Шимборская, присоединились: Збигнев Херберт, Станислав Гроховяк и другие, но ни один из поэтов не оказал такого влияния на польскую поэзию, как Тадеуш Ружевич, создав новую антипоэтику, обращенную к разговорному языку. Он полностью отказался от рифм, уровнял язык поэзии с обыденным разговорным языком. Некоторые критики утверждают, что после Ружевича любой может быть поэтом.

Заслуживает внимание и поэтика с так называемыми деревенскими народными корнями, тоже имевшая своих лидеров. Выдающимся представителем является Тадеуш Новак.

В начале 50-х в Польше появилась небольшая группа поэтов, которых называли проклятыми избранниками, потому что все они умерли молодыми. Один из них Эдвард Стахура. В энциклопедиях пишут, что этих творцов отличала позиция бунта против жизни, одержимость смертью, эстетические и моральные провокации. После самоубийства в 1979 году Эдварда Стахуры он стал на два десятилетия бесспорным лидером в польской поэзии.

Заслуживает внимания поколение, дебютировавшее в конце 60х годов. К нему относятся Анджей Заневский, Анджей Васькевич, Станислав Нычай, Александр Навроцкий и другие. Девизом этого поколения был прежде всего этический экзамен мира и поиск непреходящих ценностей. Они были под впечатлением философской мысли о том, что человек - это слабая тростинка, колышимая ветром, но тростинка мыслящая. Следующее поколение, к которому принадлежат Эва Липская, Адам Загаевский, Юлиан Корнхаузер, Станислав Бараньчак, называют неоклассиками.

Польская поэзия - одна из самых значительных в мире. Сегодня любой может издать томик стихов, одних только поэтических дебютов насчитывается около 5 тысяч в год. Сюда нужно прибавить публикации в Интернете. Любой польский поэт старается завести свой интернет-сайт, и не все спешат издать книжку.

Кстати, ситуация, очень похожая на Россию.

Литература