10.02.2013 19:10
Культура

На Урале отметит юбилей артист цирка Вячеслав Черниевский

Текст:  Татьяна Андреева Константин Балагаев
Одним из гвоздевых номеров новой программы Екатеринбургского цирка является выступление акробатов на подкидных досках под руководством народного артиста России Вячеслава Черниевского.
Читать на сайте RG.RU

12 февраля Черниевскому, завоевавшему награды абсолютно всех престижных мировых фестивалей и конкурсов циркового искусства, в том числе и фестиваля в Монте-Карло,  исполняется 65 лет.

Номер Черниевского - "Московское время" - Екатеринбургский цирк поставил в конце первого отделения программы. Уже по одному этому зритель, часто бывающий в цирке, мог предполагать, что его ожидает захватывающее зрелище. Выстраивая программу, режиссер вольно или невольно выражает свое отношение к номерам: наиболее яркими, сложными, мастерски сделанными выступлениями он завершает либо первое отделение, либо программу в целом: мол, думаете, у нас нет ничего более впечатляющего, чем уже показано? Оп-ля, а посмотрите-ка вот на это! И следует номер, который приводит публику в восторг полнейший. Вот так вот: знай наших!

На арене Екатеринбургского цирка акробаты Черниевского оправдывают ожидания зрителя на все сто. И это несмотря на то, что состав труппы не так давно частично обновился: некоторых артистов, что случалось и раньше, перекупил цирк Дю Солей. Обидную и одновременно приятную потерю труппа сумела компенсировать полноценно и выступает с фирменным блеском.

"Московское время" - из числа номеров, воплощающих традиции отечественного, еще советского, циркового акробатического искусства. Это не набор кое-как состыкованных между собой трюков, а именно номер: с внутренней режиссурой и развитием отношений между героями. Это костюмы, хореография и музыка, работающие на создание образа номера и даже образов героев (акробаты воссоздают атмосферу среди городской шпаны советских времен - грубоватой, но живущей по кодексу чести, бравады ради или за единственный взгляд девчонки готовой на рискованный трюк). Это, наконец, такое мастерство и смелость, при которых опасные - подчас смертельно опасные - трюки делаются с легкой такой улыбочкой, как бы между делом. Без традиционной для цирка тревожной дроби барабанов… Но при этом сами акробаты, выполнив трюк, их коллеги и близкие, нередко наблюдающие за происходящим из-за кулис, наконец, выдыхают: "Слава тебе, Господи! Получилось!"

Впрочем, даже неискушенный зритель замечает многое. Ну, как можно сделать сальто, будучи на длиннющей ходуле?! Оказывается, можно. И взлететь в кресло, закрепленное на высоком шесте, сделав по пути несколько сальто, - можно!.. За подобное публика благодарит артистов, выходящих на финальный поклон, стоя.

- Вы правильно подметили, - рассказывает корреспонденту "РГ" после представления Вячеслав Черниевский, - у нас в номере работают ребята только невысокого роста. Очень сложные трюки способны крутить акробаты лишь 170 сантиметров, максимум - 173-х.

- Прямо как в спорте высоких достижений!

-  Все артисты, кроме одного, учившегося в цирковом училище, - именно спортсмены. Меньше мастера спорта по акробатике у нас в номере и нет никого. А прежде работали и чемпионы мира: Сережа Коровин, Сережа Батраков... 

- Вот оно как! А как быстро столь подготовленные парни могут выйти на манеж?

- Не сразу и не все, поскольку в своей спортивной жизни они никогда не делали таких трюков. Например, в спортивной акробатике, в прыжках на дорожке, предел - тройное сальто. У нас требуется делать пять сальто-мортале! Но прежде надо освоить определенные азы. Например, научиться правильно отходить от подкидной доски - уже это получается не у каждого. А дальше по сложности все идет только по нарастающей. У меня был опыт работы с чемпионом мира по гимнастике. Он репетировал прыжок на ходуле. В репетиции все делал, предстояло снять лонжу (страховочный трос - "РГ"), чтобы затем выходить на манеж. Но он все оттягивал этот миг и предлагал: "Давайте чуть позже, давайте завтра попробуем!" А потом подошел и сказал: "Вячеслав Казимирович, извините, я не могу - боюсь". Так и не смог снять лонжу. Так что не всегда даже акробаты и гимнасты мирового уровня могут работать в цирке.

- Это действительно так опасно?

- Ничего более опасного в мировом цирковом искусстве просто нет. 

- А в этом номере - в "Московском времени" - какие трюки самые сложные?

-  Пять сальто-мортале. Двойной баланс в кресло. И, безусловно, все трюки на ходуле: двойное сальто-мортале с тремя перуэтами, тройное сальто... 

12 февраля в Екатеринбургском цирке представления не будет. Пройдет  очередная репетиция, но, как сообщили в цирке, - праздничная: прокатав  номера, коллеги поздравят Вячеслава Казимировича с юбилеем. 

Кстати

Название новой программе Екатеринбургского цирка, в которой занята труппа Черниевского, дал аттракцион "Империя львиц" дрессировщика Виталия Смолянца. Как это бывает с номерами хищников, аттракцион занимает целое отделение. Зритель, знающий толк в дрессуре, обратит внимание, что на арене одновременно работают сразу восемь животных: шесть львов и два тигра. Это первое, но не главное. Все животные делают практически все трюки, которые им предлагает выполнить дрессировщик, за вычетом, кажется, одного: массивная львица потешно пятится назад, стоя на задних лапах. Все остальное доступно всем животным - кажется даже, что это не львы и тигры, а собачки. Это позволяет Смолянцу  создавать очень выразительные номера - например, все животные сидят, подняв вверх передние лапы, или гуськом прыгают через горящее кольцо. В общем, высокий класс.

Шоу Екатеринбург Урал и Западная Сибирь