Главное контроль с учетом
Счетами и имуществом за границей в Германии никого не удивишь. В принципе, немцы традиционно не привыкли сразу тратить полученные деньги на дорогие предметы обихода, а предпочитают их копить. Поэтому у всех граждан ФРГ, независимо от того, кто они по профессии и какой у них доход, обычно есть сберегательные счета, причем в различных банках мира. Лишь менее 0,5 процента немцев вообще не имеют счетов в банках. Вот уже несколько десятилетий в стране существует разветвленная безналичная платежная система. Граждане ФРГ обладают целым набором как кредитных карточек, так и широко распространенных в Европе "еврокарт". С появлением Интернета счета вообще можно открывать он-лайн - причем как внутри страны, так и за рубежом. И это настолько само собой разумеющаяся реальность, что никому и в голову не придет, запрещать любые счета, независимо от того, кто их держит и в каких странах или ограничивать их использование для определенных категорий населения на основании профессии.
Дом на Майорке или заграничный счет может иметь обычный чиновник, который всю жизнь жил на зарплату. Доходы чиновников любого ранга общеизвестны: их тарифная сетка доступна на сайтах общефедерального и земельных статистических ведомств. И если у человека недвижимость за границей, значит, он ее заработал или получил в наследство. Никого, кроме налоговой инспекции, это в ФРГ не должно волновать.
Лишь когда кто-то - все равно, министерский служащий или крупный предприниматель - утаивает за границей доходы, не облагаемые налогами, это становится предметом расследования. Сумма доходов при этом не важна. Кстати, германские финансовые учреждения не имеют прав без ведома граждан получать сведения об их счетах. Однако прокуратура может затребовать справку из Федерального финансового регистра, в котором содержатся все индивидуальные данные о банковских счетах граждан, как в Германии, так и за границей. Основанием для этого может стать лишь расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов.
Известный берлинский политик и адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях, Торстен Хиппе рассказал "РГ", что ввиду всего этого государственный запрет на иностранные счета и имущество для чиновников или депутатов в Германии немыслим. Поскольку он существенно ограничил бы права определенной группы населения, поставив ее под всеобщее подозрение, Конституционный суд ФРГ ни за что не пропустил бы подобный закон. Кроме того, такой закон противоречил бы антимонопольному законодательству Евросоюза, создавая преимущества для немецких кредитных институтов и сужая поле деятельности иностранных банков.
Никаких особых правил для политиков и чиновников, ограничивающих их имущественную свободу, также не существует. Однако депутаты бундестага обязаны предоставлять данные обо всех своих занятиях и постах, приносящих дополнительный доход. Каждый может просмотреть их на парламентском веб-сайте. Зарабатывать параллельно к основной деятельности депутата и вкладывать деньги в недвижимость или копить их на зарубежных счетах закон не запрещает. С другой стороны, это может навредить карьере политика. После того, как стало известно, что нынешний кандидат в канцлеры от социал-демократической партии Пеер Штайнбрюк заработал на докладах в банках и крупных концернах около полумиллиона евро, доверие к нему избирателей СДПГ сильно понизилось. Ведь он выступает кандидатом от партии, которая всегда защищала права рабочих и низших социальных слоев. Теперь в бундестаге планируется ввести новую, более детальную информационную систему о доходах депутатов.
По словам адвоката, акцент в борьбе с коррупцией и взяточничеством госчиновников в ФРГ делается на эффективный контроль, а также интенсивное преследование преступников и создание структур, которые препятствуют этим преступным явлениям. Поэтому, например, решение обо всех тендерах на сумму более ста тысяч евро находится в руках не одного чиновника, а группы различных лиц. Очень крупные заказы объявляются на уровне Евросоюза и дополнительно проверяются в его структурах. Конечно, нельзя забывать, что немцы вообще боятся и не любят подкупов. Распространенное в стране мнение - взятки рискованны и невозможны.