"Мы стали активнее обсуждать эту тему, потому что реальный сектор экономики окончательно оформился только сейчас. Еще десять лет назад мало кого интересовали условия среды, в которой работает бизнес, всех интересовали активы, - пояснил директор по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям компании "Комплексные энергетические системы" Марат Баширов. - Мы не хотим влиять на управление страной, мы хотим самостоятельно формировать правила ведения бизнеса. Для этого требуется пакет законов прямого действия, которые бы способствовали продвижению частных интересов и давали равный подход к возможности продвигать свои интересы всем субъектам бизнеса и крупным, и средним и мелким компаниям".
По наблюдениям предпринимателей, коррупционные схемы продвижения своих интересов вредят имиджу бизнеса. "Эти схемы работают локально и не вызывают повышения стоимости компонентов. А ключевая задача всех крупных компаний - повышение стоимости компонентов. Сегодня, к сожалению, достоверный прогноз доходов и расходов компании можно составить только на 2-3 года вперед. В такой ситуации достаточно сложно привлекать долгосрочное заемное финансирование", - добавил Марат Баширов.
По словам директора департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустама Акбердина, для того чтобы у бизнеса была возможность отстаивать свои интересы, в комиссии создано 16 консультативных комитетов. Их задача - своевременно информировать бизнес о нормативно-правовых актах, которые будут в ближайшее время приняты. Кроме того, консультативный комитет по предпринимательству взаимодействует с экспертными группами, которые вырабатывают замечания по нормативно-правовым актам. Однако доля представителей бизнеса в комитетах составляет всего 11,9%. Это означает, что в консультативных комитетах присутствуют только наднациональные чиновники и чиновники секторов, а бизнес практически не участвует в решении своих проблем. "На наднациональном уровне еще не сложился механизм лоббирования. Все важные вопросы решают чиновники, а предприниматели в обсуждении не участвуют, хотя зачастую появляются правовые акты, которые требуют их внимания и контроля", - добавил Рустам Акбердин.
Предприниматели убеждены, что закон о лоббизме позволил бы им иметь доступ к нормотворчеству. Сейчас они почти лишены такой возможности, что приводит к серьезным убыткам. "Серьезная проблема, сдерживающая производственное развитие, - архаичная нормативная база. Яркий пример - закон о промышленной безопасности, который регламентирует проведение предприятиями всех ремонтных и строительных работ. Кроме того, возникают трудности с сертификацией импортного оборудования, так как оно может не соответствовать нормативным актам. В результате его адаптации сильно вырастает стоимость эксплуатации и гарантии, - рассказал вице-президент по GR компании "Русский алюминий" Олег Вайтман, - аналогичная ситуация складывается и в энергетике, где есть две зоны ценообразования. Я за широкий прозрачный доступ бизнеса к обсуждению нормативных актов. Это создаст определенную конкуренцию. Чем больше людей будет вовлечено в этот процесс, тем будет лучше. Мы должны учитывать оптимальную конфигурацию всех интересов".
По мнению заместителя председателя правления регионального отраслевого объединения работодателей "Союз Строителей" Юрия Козлова, бизнесу нужно использовать те инструменты цивилизованного лоббизма, которые уже существуют. "В России существует закон о социальном партнерстве, но пока он действует неэффективно. Инструмент, который может защитить интересы предпринимателей в социальной сфере, работает наоборот. Наша задача - увеличить представительность объединений работодателей и донести до предпринимателей, в чем их сила, - объяснил Юрий Козлов. - Помимо этого нужно, чтобы наше законодательство соответствовало международному. К примеру, применять международные стандарты финансовой отчетности".
Эксперты согласны с тем, что крупные промышленные компании имеют некоторые возможности лоббировать свои интересы. Гораздо хуже обстоят дела у среднего и малого бизнеса. Защитить интересы этого сектора призваны бизнес-объединения и ассоциации, такие как "ОПОРА России" и "Деловая Россия", но и их возможности ограничены. "Спасти каждого отдельного предпринимателя от прессинга силовиков крайне трудно, - отметил председатель комитета по бытовому обслуживанию московского городского отделения "ОПОРЫ России" Дмитрий Несветов. - Между тем именно малый бизнес мог бы ускорить рост экономики. В США 50 процентов ВВП формируются малым бизнесом, в Северной Европе - около 70, в России, по самым оптимистичным оценкам, - 12 процентов. При этом на 50 процентов экономика страны контролируется государством. Это один из важнейших макроэкономических перекосов".
"Закон о лоббизме помог бы бизнесу решить долгосрочные задачи, - считает заместитель председателя правления компании "СИБУР" Кирилл Шамалов. - Зачастую чиновники не обладают достаточной информацией о бизнесе, поэтому предпринимателям нужно учиться аргументированно отстаивать свою позицию. Но, создавая закон, важно понимать, как он будет работать. В первую очередь в нем должны быть механизмы, которые вовлекают предпринимателей в принятие решений".